Региональные власти обрекают сирот, «не вставших вовремя на учет», на пожизненную бездомность, хотя у федеральной совсем другое мнение на сей счет
Чиновникам минобразования Омской области следует внимательно изучить все буквы закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с учетом внесенных в него с 1 января с.г. изменений), поскольку, похоже, многие буквы его и даже целые предложения были пропущены ими при чтении. Судя по ответу «Новой газете» на заметку «Протест неучтенных сирот», опубликованную 21 июля с.г. , глава областного министерства Сергей Алексеев имеет о данном законе и о других, относящихся к жилищной проблеме бывших детдомовцев довольно смутные представления.
По его мнению, те из них, кто не встали до 23-х лет на учет, как нуждающиеся в жилом помещении, не вправе претендовать на его получение, и сами виноваты в том, что несвоевременно заявили о своих правах на него. А то, что органы власти намеренно вводили их в течение десяти лет (96 – 2006 гг.) в заблуждение, о чем мы неоднократно писали, утаивали от них их права, и в очередь даже при наличии всех необходимых справок не ставили , к примеру, требуя лицевые счета, которых у людей, не имеющих своей жилплощади быть не может, и прочее министром не берется в расчет.
Усомнившись в компетентности г-на Алексеева, «Новая» обратилась за разъяснениями в Министерство образования и науки России и получила такой ответ: «В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ) право на получение жилья сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23-х лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями…
Препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15 – ФЗ, до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье. Действовавшее законодательство Российской Федерации не предусматривало для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями как постанова на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2013 г. указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Порядок реализации такого права разъяснялся Верховным судом РФ таким образом, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь».
Как нам сказали супруги Старостины – руководители «Союза отверженных», образованного при Сибирской конфедерации труда (СКТ), которая восьмой год отстаивает право на жизнь сирот, именно эти доводы они и приводят в омских судах, но те не принимают их во внимание: Верховный суд им не указ, и жилищный кодекс – не аргумент. «На всех процессах звучит одно ключевое слово – «учет». Он нужен, конечно, облправительству, органам опеки и попечительства, чтоб знать количество выпускников детдомов, нуждающихся в жилье, но это ее власти, проблемы – она должна заботиться об учете, помогать сиротам встать на него, а не ставить им в вину то, что они этого не сделали. Они выходят из детдома, как правило, в никуда – без прописки и без регистрации, а без них в очередь на жилье не ставят – получается замкнутый круг…»
Не мешало бы и омским судьям проштудировать изменения в законодательстве о сиротах. И не только омским: по данным Старостиных, после выхода в свет закона № 15-ФЗ людям «вышедшим из сиротского возраста» удалось доказать в судах свое право на жилье только в двух городах – Тамбове и Санкт-Петербурге.
Как сказано в ответе Минобрнауки, региональным властям, определяя предельный возраст сиротства, следует исходить из того, что «право на обеспечение жилым помещением детей-сирот введено Жилищным кодексом РСФСР в 1983 году», и если с тех пор оно так и не было не реализовано, то по сей день остается в силе. То есть за выпускниками детских домов тридцатилетней давности, которым тогда было 17 лет, оно в любом случае сохраняется.
По сведениям СКТ, в Омской области сирот с «просроченным» правом на собственное жилье, которым оно положено по закону, насчитывается более тысячи. А сколько их за те 10 лет, когда он тотально не исполнялся и после, когда исполнялся не как положено, погибло, пропало без вести, попало в тюрьмы, спилось, покончило с собой, неизвестно. Количество загубленных судеб никто, естественно, не считал, но их очень много, говорят Старостины, и власть, по их мнению, несет за это ответственность (на сирот у нее не хватало средств, но ежегодно полмиллиарда тратилось из бюджета на содержание «Авангарда», столько же – на областные СМИ, около 200 млн. – на аппарат губернатора и т.д.). Новому губернатору, вступившему в должность 1,5 года назад, досталась в наследство от предыдущего тысяча бездомных сирот. У многих из них есть дети, которые, как и они, обречены на бездомность, если власть не начнет исполнять закон. Старостины подготовили открытое письмо президенту, председателю Верховного суда с вопросом: «Нужны ли государству эти «отверженные?». Если нет, пусть так и ответит, чтобы они понапрасну не надеялись на него.
Георгий Бородянский
Источник: http://www.novayagazeta.ru/society/61518.html |