Театральному обозревателю журнала «Бизнес-курс» Льву Степаненко вручен членский билет Союза писателей России вопреки позиции председателя его Омского отделения Ерофеевой-Тверской.
Активная литературная и публицистическая деятельность выпускника философского факультета Петербургского университета Льва Степаненко оказалась востребованной с началом перестройки, в девяностые годы. В оппозиционной прессе вышел ряд его блестящих материалов, направленных на обличение преступлений власти, среди субъектов которой был и губернатор Омской области Леонид Полежаев.
Лев Степаненко был единственным, кто публично выступил в начале 2000-х годов против судебной расправы губернатора над неугодными журналистами: Тамарой Саблиной, Владимиром Фоменко, Юрием Перминовым, с каждого из которых вместе с редакцией «Омского времени» Полежаев потребовал по сто тысяч рублей. Достаточно привести названия статей Степаненко того времени: «Губернатор стреляться не хочет», «Сердечные страдания губернатора»,«Губернатор против баранов». Омские отделения Союза журналистов и Союза писателей ни слова не возразили против расправы над, казалось бы, собратьями по перу. Больше того, по словам Тамары Саблиной, Татьяна Четверикова, в те поры руководитель областного отделения СП, приходила в книжный магазин дать указание убрать из продажи патриотическую книгу Т.Л. Саблиной «Распятая Россия».
Со временем интересы Льва Степаненко переместились в театральную сферу, и после выхода сотен его очерков в периодической печати и книги «Театр на рубеже тысячелетий. Православный взгляд» (2005 г.) стал вопрос о приеме его в члены Союза писателей России. В Правлении СП (Москва) его книга была одобрена как необычное явление в художественной критике и даже выдвинуто предложение о присуждении ее автору одной из литературных премий.
Однако около полугода заявление о приеме в члены СП без рассмотрения пролежало у П. Брычкова, сменившего Т. Четверикову на месте руководителя областного отделения СП. Затем Брычкова меняет Валентина Ерофеева, работник прежде социалистической, а теперь рыночной торговли.
Заявление продолжает лежать еще около года, но теперь со стороны чиновников от культуры стали проявляться нервозность и интриги. Из Правления СП в Москве сообщают, что приему Льва Степаненко отчаянно сопротивляется В. Ерофеева, а она, успевшая уже и фамилию свою сменить на более звучную – Ерофеева-Тверская, распространяет среди членов СП Омска слухи, что против его приема возражает Москва.
Наконец, Омское отделение СП собралось на заседание с повесткой о приеме Льва Степаненко в члены СП. Не высказав ни одного суждения по сути его творчества, внешне доброжелательно, тайным (?) голосованием, собрание отказывает ему в приеме. Как же проходило голосование? Присутствовало 18 человек, а в протоколе оказалось 38 (всего списочный состав 49), то есть приписано больше человек, чем присутствовало! По словам не растерявшейся Ерофеевой, «голосование» с отсутствующими произведено опросом по телефону (!) – вот тебе и тайное голосование.
Потупив взоры, торопливо расходились с собрания писатели, и лишь на следующий день ситуация окончательно прояснилась. Несколько человек конфиденциально сообщили, что руководитель Омского отделения СП В. Ерофеева получила указание из областного министерства культуры (министр Владимир Радул, глава правительства Л. Полежаев) не принимать его под любым предлогом. Указание было рьяно выполнено, грудью встала Ерофеева-Тверская на пути Льва Степаненко.
Обескуражены оказались самые именитые в Омске писатели, давшие Льву Степаненко рекомендации для вступления в СП. «Это первый случай, когда с моей рекомендацией человек не принят в СП», – заявил Владимир Макаров, член СП с 35-летним стажем. Вот несколько строк из его рекомендации: «Его эстетические материалы содержательны, принципиальны, полны остроумия, иронии, сарказма и вполне могут служить образцом данного жанра литературоведения… Язык его поэтичен, метафоричен, имеет солидный словарный запас… В омском отделении СП нет ни одного профессионального театрального критика, так что прием в наши ряды талантливого критика и публициста необходим и весьма своевременен».
«Заслуга Льва Степаненко в том, что он с убедительной ясностью изобличает новоиспеченных фарисеев от искусства, побуждая читателя не только к размышлению, но и к рациональному действию. Гражданская и патриотическая значимость его книги выше иных романов и повестей. Можно сказать, что Л.П. Степаненко – философ-художник со своей литературной манерой и духовной позицией. Таких авторов в СП РФ не густо, искренне рекомендую его в члены СП», – это уже пишет маститый писатель Лев Емельянович Трутнев.
Такие рекомендации многого стоят. Процитируем Александра Никитича Плетнева, члена правления СП СССР в 1983–1991 годы, автора знаменитого Романа «Шахтеры»: «Такие книги, как «Театр на рубеже тысячелетий», пишутся в России редко, возможно даже не каждый год. Его творчество выходит далеко за пределы театральной критики… Писатель Лев Степаненко – мужественный воин, вооруженный талантливым словом прозаика-публициста, философа-богослова, поэта, историка и, собственно, театрального критика».
Не откажем себе в удовольствии процитировать и рекомендацию Т.Л. Саблиной: «Его книга – это взгляд философа, работающего в традициях русской религиозной философии, достойными представителями которой были И. Ильин, А. Лосев, Л. Карсавин, С. Франк, П. Флоренский, С. Булгаков… Он считает своим долгом будить спящих, обращаясь к разуму и совести соотечественников…
Преподаватель, журналист, философ, театральный критик, священнослужитель – назвать бы его человеком эпохи Возрождения России, да только где оно, Возрождение?
Все непристойные спектакли омских театров, а их за последние два десятилетия вышло не меньше трех десятков, подверглись убийственной критике Льва Степаненко, и потому национально мыслящий писатель и гражданин пришелся не ко двору. Вот почему затягивался его прием в члены СП.
Рассмотрение дела о приеме Степаненко в Союз писателей России продолжалось еще годы. Шли запросы в Омск, а отсюда исправно шли ответы о том, что этот автор «идеологически опасен».
Наконец, в 2012 году в Омске сменилась областная и городская власть. К этому времени на средства, изысканные Министерством природных ресурсов, была издана книга Льва Степаненко «История Отечества в судьбе сибирской Ясной Поляны»,
получившая высокую оценку лично председателя Союза писателей России Валерия Ганичева.
После обсуждения ее среди ученых ее автор был принят действительным членом в Русское географическое общество.
Новым этапом его творческой биографии явилась серия театральных очерков в журнале «Бизнес-курс», после знакомства с которыми секретариат СП принимает решение о приеме Льва Степаненко в члены СП без согласования и вопреки мнению своего Омского отделения.
Это означает, с одной стороны, полное банкротство омского писательского начальства, а с другой – всероссийское признание творческих литературных заслуг Льва Степаненко.
Зная омское "патриотическое" писательское сообщество, думаю, Степаненко или кто-то другой вряд ли может его ухудшить. Они нашли друг друга. Его т.н. рецензии - смесь сочинения семиклассницы о культпоходе в театр и великодержавной проповеди о ненависти ко всему "не такому".
Это правильно. Но если они сами приходят и включаются в содержательное общение. А в чем смысл подобного посредничества, понять сложно. Тем более, что у носителей этих представлений есть самая публичная трибуна в виде БК55, которая стала уже шабашем шовинизма и прочей духовноскрепочной мерзости. Зачем ее еще и сюда растаскивать?
UPD: Ладно, в конце концов, сам факт такой публикации является наглядным свидетельством открытости нашей общей площадки. Это важно
Гм-гм. Ну что за тяга к использованию кванторов всеобщности? Откуда берутся такие сильные утверждения про "был единственным, кто публично выступил"? Вот, навскидку нашел материал ДО-инфо об наезде Полежаева на "Омское время" - http://doinfo.rmx.ru/newspub/?news=3656 Неужели и тебе нужно напоминать, что мы были последовательными оппонентами губернатора с момента его назначения и даже раньше?