За 10 лет жилищно-коммунальной реформы в «пилотном» регионе большинство его жителей еще более отдалилось от «цивилизованных миров»
Напрочь забыли омичи о знаменательной дате. Стерлась она даже из памяти областных властей. Напомнили им о ней пенсионеры и правозащитники – представители КПЧ (комитета по правам человека), собравшиеся 22-го октября в центре Омска – ровно 10 лет назад в области был дан старт жилищно-коммунальной реформе. Вспомнили, как все начиналось. Как и всякое начинание - с выступления губернатора на заседании Заксобрания. Предшествовало ему заседание Госсовета, где его тогдашний председатель В.Путин, возложил на Омскую область ответственную и почетную миссию: она должна была, как «пилотная», повести за собой страну в «цивилизованные миры» (так выразился глава одного из сельских районов о роли в истории губернатора Полежаева, сравнив его с былинным богатырем).
Миры эти отличаются от других тем, что цена коммуналки в них соответствует ее качеству. В этом и заключался смысл реформирования ЖКХ: отрасль поворачивалась лицом к населению, как и оно к ней – в полный анфас. В то время жильцы в Омской области по отношению к жилкомхозу находились вполоборота, т. к. оплачивали половину себестоимости его услуг. С возрастанием их доли оплаты, по замыслу реформаторов, должен был становиться цивилизованнее их быт. После того как уцененная коммуналка станет полноценной – через 5 лет - себестоимость, т.е. тарифы должны были постепенно пойти на снижение - в результате создания конкурентной среды. Такие обещало омичам перспективы областное правительство, на сайте которого можно найти этапы этого большого пути.
На весь исторический цикл отводилось две пятилетки, т.е. как раз 10 лет. По их истечении соотношение цены и качества жилкомуслуг должно было стать в регионе, как в лучших ( или хотя бы худших) домах Лондона и Парижа. Жильцы и тех, и других, в отличие от омичей, вольны выбирать себе поставщиков коммунальных благ. Из этого признака цивилизованности вытекают и остальные: в той же Англии, например, время дозвона до диспетчерской службы не превышает 30 секунд, регламентировано и время исполнения заявок по устранению неполадок. Во Франции, Германии, Дании и других цивилизованных странах коммунхоз тоже работает как часы. А расходует на его содержание среднестатистический европеец 8 % от всех своих потребительских трат. А тратит он, сколько ему позволяет среднестатистическая зарплата. В Омской области, по данным Росстата, она составляет 19 тыс. руб. Квартплата – примерно пятую часть от нее.
Короче, за прошедшие 10 лет, делают вывод правозащитники, жители Омского региона не стали ближе к цивилизованным мирам а многие, особенно в сельской местности (где десятки тысяч семей лишились в ходе реализации программы газификации центрального отопления, а газа так и не получили) еще больше отдалились от них. Из всей «пилотной» программы по реформированию ЖКХ властям удалось в полной мере выполнить единственный пункт: добиться, раньше намеченного срока, 100-процентной оплаты жильцами себестоимости жилкомуслуг. На качество их она не оказала никого влияния. И по достижении этого предела тарифы продолжали расти теми же темпами, а иногда и еще быстрей, значительно опережая инфляцию.
Лишь двум категориям населения претворение этой реформы в жизнь принесло удовлетворение: чиновники и депутаты (естественно, от «Единой России»), встав во главе управляющих компаний, создали себе благоприятную, но совсем не рыночную среду. Поделив между собой жилфонд миллионного города (схожая картина и на селе) каждая из этих УК взяла на обслуживание от 500 до 1000 многоквартирных домов. Как может группа лиц управлять такими огромными жилыми массивами? Она и не управляет, считают правозащитники, а занимается тем же, чем и любая чиновничья вертикаль – сбором денег. «УК обложили дополнительной данью жильцов – сказал «Новой» председатель КПЧ Валентин Кузнецов – на этом их функции по сути исчерпываются».
В управляющие компании поступает 20% всех начислений по статье «содержание и ремонт жилья». При этом никаких ремонтов в домах, за редким исключением, не проводится, а содержат их сами жильцы, за свой счет нанимая уборщиц лестничных клеток, вкручивая лампочки на этажах и т.п. Единственное реальное дело УК – печатание и рассылка платежных квитанций. За это капают им на счета часть оплаты за воду (3,2 %), отопление, свет и газ (1,6 %). По расчетам правозащитников, только в Омске годовой доход управляющих компаний составляет не менее 2 млрд. рублей. Процветает этот бизнес за счет жильцов. А спросить им за отсутствие тепла и воды, прорыв труб и т.д. не с кого: обратятся в УК – пошлют в ТГК, и - наоборот.
Между тем и в Жилищном кодексе, и в постановлениях Правительства РФ (№ 307 от 23 мая 2006 и № 354 от 6 мая 2011) прописано, что «исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем». То есть либо управляющая компания производит услуги сама, либо обязана заключить договоры на их поставку — покупать электричество, воду, тепло и газ у ресурсоснабжающих организаций, а квартиросъемщикам полагается иметь договорные отношения только с ней, и платить за жилье по одной, предъявляемой ею квитанции.
Если б эти нормативные акты исполнялись, то они бы побуждали УК заниматься хотя бы отчасти реформированием ЖКХ – добиваться хотя бы снижения стоимости коммунальных благ, ну а если бы у жильца имелась возможность выбирать себе управляющую компанию, то пришлось бы ей позаботиться и об их качестве. Вот тогда реформа быстро бы привела к результатам, которые планировал губернатор.
Комитет по правам человека много раз пытался запустить ее механизм, подавая от имени жильцов судебные иски и выигрывая их (об одном из таких разбирательств мы рассказывали в № 36) – 4 раза суды выносили решения, обязывающие УК «поставлять гражданам услуги ЖКХ», а не только квитанции об их оплате. Ни один из этих вердиктов до сих пор не исполнен. Например, судья Магденко (Октябрьский райсуд) сначала отстрочила исполнение вступившего в силу решения на 9 месяцев, а 12 октября 2011-го вынесла определение «о прекращении исполнительного производства».
Свое мнение о жилищно-коммунальной реформе, проводимой в «пилотной» области, КПЧ высказал в Обращении, опубликованном на сайте "Омск политический", к Д.А.Медведеву и В.В.Путину. Основной вопрос, который задают им правозащитники: «Для чего и кого Вы разрабатываете и подписываете законы, которые не исполняются?». Комитет также обратился в Следственное управление СК РФ с заявлением о привлечении к уголовной ответственности главных реформаторов – мэра и губернатора (кстати, и тот, и другой - во главе регионального списка «Единой России»: Полежаева занимает в нем первую строчку, а Шрейдер – третью), «крышующих», по мнению заявителей, бизнес УК, который представляет собой «узаконенный обман населения» - при попустительстве и содействии данных должностных лиц организовывались все эти компании без проведения конкурсов. КПЧ требует возбудить дела в отношении обоих чиновников по трем статьям уголовного кодекса – 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребление доверием), 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 293 (халатность). Если Следственное управление примет такое решение, оно, полагают правозащитники, может стать началом движения в сторону «цивилизованных миров».
На развешанных в последние месяцы по всему городу и селу плакатах «Плана Полежаева – будущее Прииртышья», жителям его, в частности, обещается, «отмена роста тарифов ЖКХ». Каким образом она будет достигаться, в плане не уточняется.
это дурак не понимает,что власть невыполняющая своих законов,ставит себя в не закона,а значит она не лигитимна. сама она не уйдёт,а значит её надо скидывать силой.