Омичи не хотят платить больше, чтоб чиновникам лучше жилось
В центре Омска прошли марш протеста и митинг против повышения цен в городском общественном транспорте
На решение городских властей (правда, пока еще не окончательное) повысить тарифы во всех видах общественного транспорта горячо откликнулась омская молодежь. В 26-градусный мороз на марш протеста против роста стоимости проезда в минувшее воскресенье вышли около 400 омичей, в подавляющем большинстве – молодых и юных. Сорганизовались они в соцсетях – в тех группах, в которые редко вхожи люди старшего и среднего возраста: если бы они знали о месте и времени марша, он, может статься, был бы более массовым, судя по накалу страстей в комментариях этих людей на сайтах mail.ru, Омском форуме и других.
Навстречу ледяному ветру (в тот день его скорость была вдвое больше обычной) колонна прошла 2 километра - от главной в городе площади, Соборной, до Театральной, где как правило, проходят протестные акции. Преобладали красные флаги (их несли коммунисты и комсомольцы), но были и другие цвета – синий (Демократический выбор), бордово-черный (Сибирская конфедерация труда). Без флагов прошествовали представители профсоюза студентов и «молодые пролетарии».
Бросались в глаза обращенные к властям лозунги «Мы не хотим платить больше, чтобы кто-то жил лучше», «Чтобы плату не повышать, надо меньше воровать», «Двораковский (мэр Омска – Г.Б.), подкинь до метро» (оно строится в городе около 30 лет, но ни одной действующей станции нет».
Сейчас в Омске цена поездки в автобусах, троллейбусах и трамваях – 12 рублей. Предельно допустимый тариф на 2013, утвержденный на днях РЭК по ходатайству горадминистрации – 18. С него мэрия и собиралась начать новый год, но, очевидно, уловив настроения населения, подала в горсовет смягченное предложение: с 1 января - 16 руб., с 1 апреля – плюс еще 2 рубля. Оно будет рассмотрено ГС 26 декабря. Депутат горсовета от КПРФ Иван Ивченко заверил собравшихся, что фракция будет голосовать против, но в данном органе власти, как и в любом другом преобладают единороссы, которые, скорее всего, утвердят этот вариант.
Повышение тарифов на транспорте городские чиновники мотивируют острой необходимостью обновления автопарка, причина старения которого, по их мнению, в сдерживании цен на проезд в течение многих лет. Но доводы эти выглядят неубедительно. Молодежь, собравшаяся на митинге, как выяснилось, трудно обвести вокруг пальца: она владеет информацией и умеет считать. Как бы в Омске цены ни «сдерживались», в соседних регионах они были не выше. В Томске, например, 7 рублей (правда, сейчас гордума собирается повышать до 12), в Кемерово – 9 (с нового года подорожает на рубль), в Новосибирске – 14 (повышения не планируется), но там и средняя зарплата, по данным Росстата, в 1,5 выше, чем в Омске (по ее уровню он – среди аутсайдеров и в Сибири, и в целом по стране). Об этих диспропорциях говорили организаторы митинга – студентка Татьяна Шнейдер, юрист Сергей Потемкин, зампредседателя Сибирской конфедерации труда Елена Старостина. Она предложила собравшимся добиваться отмены платы за проезд для всех горожан, последовав примеру города Таллина (с 1 января 2013-го общественный транспорт там станет бесплатным).
Такое возможно, если сменить ориентацию власти – в сторону социальности не столько в Омске, сколько в Москве (в частности, сократить количество чиновников, их зарплаты, получаемые им откаты и пр.). А в Омске бюджет – один из самых нищих среди городов- миллионников, и не только (запланированный доход – 11,5 млрд. рублей в год).
Отчасти скудость его – результат затяжной войны между бывшими мэром и губернатором. К примеру, как пишут «Коммерческие вести», по непонятным причинам в прошлом году область не участвовала в федеральной программе, которая позволяла на условиях софинансирования обновить подвижной состав автопредприятий. Действуя по принципу «чем хуже городу, тем лучше региону», точнее руководству его, оно отказалось тогда и от предложенных Центром 600 млн. рублей на ремонт дорог. В середине прошлого года, о чем «Новая» писала не раз, в Омской области и в Омске сменилась власть. Она стала заложницей предыдущей, но какое бы новой власти ни досталось наследие, брать в заложники население ей бы не следовало.
Из Резолюции митинга: «Администрация города обязана вести ценовую политику в общественном транспорте с учетом имущественного положения омичей… Чиновники администрации не должны компенсировать за счет граждан свою профессиональную несостоятельность…Мы требуем сохранения действующих цен в автобусах, троллейбусах и трамваях в течение всего 2013 года».
"....В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". ( Манифест коммунистической партии. Маркс, Энгельс.)