Тысячи новосибирцев вышли 5 апреля на митинг «За свободное творчество»
В Новосибирске «Тангейзер», похоже, одерживает победу над мракобесием. На митинг в защиту опального спектакля и его постановщиков (он назывался «акцией свободных людей») в минувшее воскресенье на площади у театра оперы и балета собралось по разным оценкам от 3 до 5 тысяч человек. На фото и видео видно, что главная площадь города заполнена до краев. Неделю назад на ней прошло «молитвенное стояние» противников «богохульного спектакля» – «в защиту святынь и религиозных чувств». Заявлено было 3 тысячи участников, полиция насчитала почти втрое меньше, по данным СМИ, независимых и близких к власти (Life News) /отдаленных от власти и близких к ней/ – от 1 до 3 тыс. Входили в это количество примкнувшие к РПЦ члены НОД, мобилизованы были «по традиции», писал протодьякон Кураев, сельские приходы.
Но дело не только в численном перевесе. Акция 5-го апреля в отличие от православной, где «молитвенно стоящие» аплодировали словам «Они будут болтаться на фонарях!», была просветленнее и добрее. И явно моложе, и художественнее: на фанерных плакатах балерины танцевали в платках и длинных юбках «Лебединое озеро», несколько молодых людей стояли, прикрывая лица черными квадратами (цензура запрещает свое лицо /иметь лицо/), некоторые граждане пришли на акцию с гнилыми бананами, выразив таким образом свое отношение к Владимиру Кехману (в недавнем прошлом «банановому королю»), назначенному директором театра оперы и балета вместо отставленного за «Тангейзера» Бориса Мездрича. Много было концептуальных лозунгов: «Не вижу. Не слышу. Не говорю», «Отстаньте от искусства – Христом Богом молю», «Кафка нам завидует», «Диктатура» (буквы «т» в виде православных крестов.).
Актеры НГАТОиБ принять участие в митинге не смогли: новый начальник срочно созвал их на внеочередное собрание. На площади звучали классические ремиксы. Общественный активист Стас Захаркин. открывая акцию, сообщил собравшимся: «Прямо сейчас, в солидарность с нами, наши сограждане стоят еще на двух площадях – на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и на площади Ленина в Иркутске. Прямо сейчас актеры Московского театра.doc, в знак солидарности с нами, читают стихи русских классиков, запрещенные в свое время православной церковью».
Невдалеке от сцены журналисты заметили лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохин, бывшего сенатора и вице-мэра Новосибирска Ивана Старикова. Политики, приехавшие поддержать «свободных людей», выступать не стали, уступив микрофон философам и творцам.
Первым высказался писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, чьи книги переведены на многие языки. Он вспомнил каменный век, «реалистические фигуры», которые создавали тамошние художники. «Когда я смотрю на них, думаю, неужели какой-нибудь министр культуры мог эти произведения запретить, решив, что они неправильно нарисованы?».
Актер театра «Красный факел» Владимир Лемешонок назвал министра Мединского « таксидермистом», желающим сделать из артистов «управляемые муляжи».
Доктора философии Дмитрий Винник и Сергей Смирнов апеллировали к высокой прозе и поэзии. Первый обратился к Свифту, заметив, что все можно политизировать, даже дилемму – с какой стороны правильней разбивать пасхальные яйца. «У нас в стране появились «тупоконечники», которые хотят из нас сделать «остроконечников». Смирнов процитировал Бродского: «Настоящее занятие поэта — писать стихи», все остальное, включая его отношение к разным конфессиям, второстепенно. По мнению философа, новосибирская власть «оказалась бесхребетной» и «повелась в угоду черносотенцам».
Организаторы митинга зачитали обращение Бориса Мездрича, который стал для светской общественности (можно назвать ее и просвещенной) не только Новосибирска героем: «У художника есть право на свободу творчества», которое ни в чем не уступает «праву на свободу вероисповедания».
«Если мы считаем себя научным и культурным центром , – обратился к «свободным людям» директор Академпарка Дмитрий Верховод - мы обязаны защищать наших творцов».
Композитор и музыкальный руководитель театра «Глобус» Роман Столяр квалифицировал действия Минкульта как «нарушение Конституции и основы государственной культурной политики, главный принцип которой — невмешательство государства в творческий процесс».
На площади транслировались видеобращения известных всей России людей. Режиссер Андрей Звягинцев, тоже, кстати, новосибирец, дал мудрое определение долга зрителя: «быть свободным и понимать, что он имеет право услышать то, что хочет услышать». Кирилл Серебрянников сказал: «Птица может петь только там, где нет удушья и чистая вода». Журналист Сергей Пархоменко напомнил, как министр Мединский создавал свою диссертацию: он поступил проще, чем режиссер Кулябин с оперой Вагнера: тексты оригинала сильно менять не стал. Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова считает, что история с «Тангейзером» «получилась какой-то провинциальной»: «Могли уничтожить рядовой спектакль, а сняли – выдающийся».
Долго раздумывал и все же рискнул выйти на сцену протодиакон Андрей Кураев. Он ни к чему не стал призывать, однако его слова прозвучали пронзительно : «Сегодня день, когда мы вспоминаем несостоявшуюся революцию. Она случилась 2000 лет назад, когда Иисус на ослике въехал в Иерусалим. Все ждали, что он поведет людей против Понтия Пилата, но у него был свой путь».
Новосибирцы проскандировали Кураеву «Спасибо!», затем повернулись лицом к Оперному театру и поаплодировали ему.
В завершение митинга было зачитано Обращение к президенту РФ и к Государственной Думе. Требования участников митинга: «1. Обеспечение гарантии свободы слова и свободы творчества в соответствии с Конституцией РФ.2. Отмена действия статьи 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести вероисповеданий») в отношении художественных произведений.3. Отставка с поста министра культуры РФ Владимира Мединского.4. Отставка Владимира Кехмана с должности директора НГАТОиБ. и восстановление на ней уволенного Бориса Мездрича. 5. Восстановление оперы «Тангейзер» в репертуаре театра».
Георгий Бородянский
Источник: http://www.novayagazeta.ru/society/67946.html |