Скульптура с изображением Иисуса Христа, вывезенная на свалку, как выяснилось, чувства верующих не оскорбляла.
Арт-фестиваль «Пространство множественности» прошел в Омске (да, можно сказать, и в стране, и даже в мире) с небывалым для такого рода мероприятий успехом. Резонанс, вызванный выставкой, намного превысил сумму (10 тысяч долларов), вложенную в нее госдепартаментом США (хотя часть экспонатов, в том числе самый резонансный, не простояли и дня).
То, что профинансировало ее это ведомство, открыто заявил журналистам организатор выставки – известный омский художник-галерист Василий Мельниченко. «Это абсолютная правда – сказал он сайту еженедельника «Бизнес-курс» - Это грант Соединенных Штатов Америки».
В американское генконсульство обратился Василий после безуспешной попытки получить помощь от муниципалитета: он был в принципе не против, но согласовать смету с мэрией Омска не удалось.
Камерная по своему характеру выставка прошла бы, вероятно, скромно и тихо, как и подобает таким событиям, рассчитанным на эстетов-любителей, если бы не «раскрутил» ее центр по борьбе с экстремизмом, вольно или невольно создавший информационный повод, подхваченный федеральными, в том числе и англоязычными СМИ.
Как рассказывает Василий Мельниченко, сотрудник этого центра сообщил ему, что на один из экспонатов поступила жалоба от Омской епархии, и предупредил, что за это ему «придется нести ответственность»: возмутила священников, по словам полицейского, трехметровая инсталляция «Мусорный Иисус», созданная из разного рода бытовых отходов – пакетов, бутылок, коробок, одноразовых посуд, ячеек из-под яиц и т.п. Все это собирали во время прогулок по улицм родного города авторы статуи - молодые художницы Мария Шинкевич и Алена Пожиленко. Создавали они ее около месяца, а исчезла она из сквера драмтеатра в тот же день, когда появилась там: вместе с нею пропали еще несколько арт-объектов, сделанных ими и их коллегами.
Очевидцы рассказали девушкам, что приехали коммунальщики, погрузили скульптуры на мусоровоз и вывезли их на помойку. «Мы разминулись – говорит Василий - с вандалами в оранжевых комбинезонах минут на 5».
Однако именно благодаря им (можно догадаться , кто им дал указание) выставка приобрела мировое звучание: сообщили о разгроме ее даже центральные телеканалы. Продолжение перфоманса стало куда более радикальным, чем сама статуя: комментаторы в соцсетях пишут, что вывоз на свалку скульптуры Христа – это и есть настоящее кощунство, а то, что он сделан из мусора, вполне соответствует православным канонам – «он и по жизни нищенствовал – ходил в рубище, босиком». Мусорное распятие, полагают они, точно ближе к образу истинного Спасителя, чем «золотые массивные кресты на груди воров и бандитов». Некоторые воспринимают выставку, как «протест против гламура, попсовой роскоши – в духе панк-арта, «самые яркие представители которого – омичи музыкант Егор Летов, художник Дамир Муратов».
Сами художницы говорят, что «хотели привлечь своей работой внимание к разрушения исторического и культурного наследия», а также к замусоренности городской среды.
В общем смыслов в «Мусорном Иисусе» можно увидеть много, а вот «оскорблений чувств верующих» в нем, как выяснилось, вовсе нет. 8 июня Омская епархии Омской митрополии РПЦ опубликовала на своем официальном сайте заявление, что информация о ее «недовольстве арт-объектами фестиваля «Пространства множественности» и обращении по этому поводу в правоохранительные органы не соответствует действительности: никаких претензий к художникам у нее нет, «конфликта между епархией и представителями творческого сообщества не существует».
Получается, что оскорбила выставка только чувства сотрудников Центра по борьбе с экстремизмом, и задело их за живое, вероятно, именно то, что ее проспонсировали ее «враги России». Разгадать их коварный замысел Центру «Э» пока что не удалось.
Георгий Бородянский
|