На этой фотографии запечатлены трое депутатов Омского городского совета XXI созыва рядом с митингом на площади у ДК "Нефтяник" в Омске 8 июля 1991 года.
Слева-направо: Николай Георгиевич Чоповский, Виктор Владимирович Корб, Павел Александрович Понкратьев.
Меня вы немного знаете. В то время я еще работал инженером-программистом второй категории в в научно-исследовательской лаборатории главного технолога (НИЛГТ) ОКБ "Карат" ЦНПИ "Каскад" МОМ СССР. Но больше был известен как один из лидеров неформального движения: член советов Омского городского клуба избирателей и Омского Народного Фронта, председатель фракции "Демократическая Россия" в Омском городском совете, главный редактор газеты "Демократический Омск".
Николай Чоповский в то время работал юрисконсультом совхоза "Тепличный". Но прославился он своей неуемной энергией в период "демократии первой волны". Точнее, не самой первой: он совершенно неожиданно появился в неформальном движении в конце 1989 года, благодаря яркому выступлению на учредительной конференции Омского Народного Фронта оказался избранным одним из его сопредседателей (опередив меня на один голос), затем стал депутатом одновременно городского и областного советов, где также прославился острыми, но не слишком связными выступлениями и пререканиями со спикерами. Во время одной из подобных пререканий председатель Омского горсовета и первый секретарь горкома КПСС Владимир Варнавский в сердцах назвал его коверным, но по моему настоятельному требованию тут же был вынужден сквозь зубы принести извинения. После разгона советов в 1993 году Николай Георгиевич, кажется, подвизался на юридическом и правозащитном поприщах, а потом совсем пропал. Последний раз я с ним встречался более десяти лет тому назад.
Павел Понкратьев занимал какую-то должность в одном из проектных нефтехимических институтов. С этой стартовой площадки после приватизации начала девяностых он стал директором компании "Экоойл", затем арбитражным управляющим завода СК, оказался замешанным в скандалах, связанных с прихватизацией нефтехимического комплекса в Омске. Последние достоверные известия о нем также датируются не позднее 1998 года. Впрочем, мы с ним никогда не были близки ни в личном, ни в политическом планах. А на этой фотографии встали рядом исключительно из "депутатской корпоративной солидарности".
P.S. Забыл сказать, что митинг этот, на краю которого мы сфотографировались, проводился в рамках кампании по отзыву народного депутата РФ Сергея Бабурина - как не оправдавшего надежд избирателей.
UPD: тут мне подсказали, что Павел Александрович Понкратьев жив-здоров и последние годы трудится на посту начальника департамента возобновляемых источников энергии ОАО "РусГидро". Судя по всему, его туда пристроил еще один известный в прошлом омич Василий Александрович Зубакин. Но это совсем другие истории.
Пронести свою убеждённость сквозь годы, не осквернить своей репутации и не стать конформистом не каждому дано. Тебе, Виктор, это удалось. Если бы все "демократы" первой волны были бы такими же, как ты, то в стране была бы демократия, свобода и процветание. И уже точно не было бы того возврата к совку, который мы сейчас наблюдаем.
Спасибо, Акрам, за добрые слова. Уверен, ты понимаешь, что все "демократы" не могли быть такими Мало кто сейчас знает и понимает, что основные жизненные силы двадцать лет назад нам приходилось тратить вовсе не на борьбу с тогдашней администрацией тоталитарного режима, а на преодоление непонимания среди самых близких соратников. Слишком многие "демократы" были уверены, так же, как и сейчас, впрочем, что "демократия - это когда демократы у власти, и они могут творить со страной все, что захотят."