Определения понятий "собрание" и "митинг" даны в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»: "2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера".
В чём же реальное правовое отличие собрания от митинга? В этом судебном документе дан ответ на этот вопрос:
Мировому судье судебного участка №87 ЦАО г.Омска Валиулину Р.Р. от свидетеля Махмутова Акрама Хусаиновича, 01.01.1959 года рождения, уроженца города Омска, проживающего: -----------, работающего:-------------
ОБЪЯСНЕНИЕ по делу № 5-2993/2012г.
Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по статье 307 УК РФ и за дачу заведомо ложных показаний по статье 308 УК РФ предупрежден ___________________________.
По существу дела могу пояснить следующее: работаю юристом, являюсь секретарём Координационного Совета Омской Гражданской Коалиции (КС ОГК). Знаю Корба Виктора Владимировича на протяжении более 20 лет, как видного Омского общественно-политического деятеля, последовательного демократа, свободного журналиста, как одного из организаторов общественных демократических движений ещё во времена СССР: Дем.Россия, Клуб избирателей и др., как одного из зачинателей свободной прессы в Омске и России. Корб В.В. пользуется большим уважением в среде российской и международной демократической общественности.
Лично я, Махмутов Акрам Хусаинович, сам был на Собрании Свободных Граждан 31.07.12. и могу засвидетельствовать всё мною изложенное. Как юрист, как постоянный участник Собраний Свободных Граждан, как участник Собрания 31.07.12., считаю привлечение Корб В.В. к административной ответственности за нарушение пункта 2 статьи 20.2 КоАП РФ во время Собрания Свободных Граждан 31.07.12. на Театральной площади города Омска незаконным и необоснованным. И вот почему:
1. Различие между собранием и митингом – ошибочное толкование
Полиция в своём определении об администр.правонарушении от 25.08.12. (л.д. 2) указала:
«31.07.2012 г. Корб Виктор Владимирович … допустил публичное выражение общественного мнения граждан по актуальным проблемам общественно-политического характера (в частности, по темам: «Гражданское противодействие попыткам путинской клики удержать узурпированную ими власть в России» и « С целью отстоять безусловное право граждан на проведение мирных собраний и таким образом заставить власть уважать народ»). Таким образом, Корб В.В. фактически организовал и провёл митинг, заявленный, как собрание…»
Эта же самая формулировка, но в более развёрнутом виде, содержится в вынесенном по делу постановлении мирового судьи судебного участка №90 ЦАО г. Омска Тодер А.Я. (л.д. 17).
То есть полиция и мировой суд посчитали, что на митинге можно обсуждать проблемы политического характера, на собрании – нет.
Но это далеко не так. И собрание, и митинг, оба они являются публичным мероприятием. А целью любого публичного мероприятия (собрания, в том числе) является «выдвижение требований по различным вопросам политической... жизни страны и вопросам внешней политики». Так что на Собрании его участники вправе не только политические вопросы обсуждать, они даже вправе выдвигать требования по их решению. Вот как звучит полностью определение публичного мероприятия (собрания, в том числе), установленное пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»:
«публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ... , осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».
То есть, участник, как собрания, так и митинга, вправе обсуждать любые политические вопросы, касающиеся как внешней, так и внутренней политики. Таким образом, отличия собрания от митинга вовсе не в наличии политической составляющей у митинга и, якобы, «отсутствии» таковой у собрания. У собраний также есть политическая составляющая, и немалая. Различия между собранием и митингом совершенно в другом, они изложены ниже. А вышеприведённые толкования (полиции и суда) отличий собрания от митинга – юридически ошибочны.
2. Реальное различие между собранием и митингом
Различия между митингом и собранием следующие:
2.1 Первое отличие собрания от митинга – в формах выражения мнений и предназначенности (целенаправленности) этих мнений. Проще говоря, различия в цели мероприятия: для внутреннего использования или вовне. С этой точки зрения:
Собрание предполагает «коллективное обсуждение» внутри этого самого коллектива, без агитации и пропаганды идей вовне. Публичность собрания – внутренняя, предназначенная для своих, для участников собрания.
Митинг же предполагает «публичное выражение общественного мнения». Он допускает агитацию, пропаганду идей вовне, некую идеологическое просвещение посторонних – то есть публичность внешнюю.
В свете этого, как выглядят Собрания Свободных Граждан, проводимые в Омске каждое 31 число месяца? Участники Собрания собрались 31 июля 2012 года своим коллективом на Площади, чтобы обсудить общественно-политические проблемы. Собрание даже допускает звукоусиление (но 31.07.12. его не было), плакаты, транспаранты, флаги, потому что собрание – это тоже публичное мероприятие, только публичность его для внутреннего применения. Эта внутренняя публичность имела место на всех наших Собраниях Свободных Граждан (31.07.12., в том числе) – не было там ни агитации, ни пропаганды для широкого круга посторонних. Мы обращались только друг к другу. А ораторы наши произносили свои речи только для участников собрания, не агитируя никого из посторонних, не пропагандируя свои мысли среди неучаствующих в Собрании. Все Собрания (и Собрание 31.07.12., в том числе) были открытыми, но не публичными для посторонних.
Приспособленное место – это то место, где участники Собрания никому не мешают, и которое они первыми заняли для проведения собрания и приспособили. И других толкований здесь нет. Участники Собрания Свободных Граждан именно такое место выбрали. Театральная Площадь Омска может одновременно вместить до нескольких десятков тысяч человек – то есть сотню таких Собраний. Желающие принять участие в Собрании могли присутствовать, выражать своё мнение, спорить, выступать.
2.2. Второе отличие собрания от митинга – в массовости.
Митинг предполагает «массовое присутствие граждан», а собрание «совместное присутствие граждан».
Как пишет в своём рапорте начальник УМВД России по городу Омску подполковник Шумаков А.П. (л.д. 21): «В собрании приняло участие 20 человек».
Публичное мероприятие, в котором приняло участие 20 человек, никак уж нельзя считать «массовым». Утверждать что 20 человек – это «массовое» скопление граждан, значит противоречить элементарному здравому смыслу и нормальному человеческому разуму. Совершенно очевидно, что ни о какой массовости в данном случае речи быть не может. Одного из основных признаков митинга («массовость») в Собрании Свободных Граждан 31.07.12. не было. Не было важнейшего признака митинга – значит, не было и самого митинга. Полиция же этого очевидного факта не заметила.
3. Заключение.
С учётом вышеизложенного, свидетельствую, что во время проведения Собрания Свободных Граждан 31.07.12. на Театральной Площади Омска Корб Виктор Владимирович не нарушил требований части 2 статьи 20.2 КоАП РФ и Федерального закона РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Корб В.В. провёл в этот день и в этом месте именно Собрание, а не митинг. И не согласовывал с властью проведение Собрания Корб В.В. совершенно правильно, ибо проведение собраний не требует таких согласований. Это правило установлено подпунктом 2 пункта 4 статьи 5, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона 54-ФЗ.