Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Омск Политический

Воскресенье, 22.12.2024, 04:06
Начало » Статьи » Гражданин мэр » Программы

БЕЛЯЕВ Александр. «План Беляева». Первая часть

... victor_korb выдвинул мою кандидатуру для участия в предстоящих этим летом выборов мэра города Омска. Предложение оказалось для меня совершенно неожиданным, но, не скрою, интересным. Пока уважаемый Виктор Владимирович думает, как можно собрать over 9000 подписей для регистрации моей персоны в качестве кандидата, предлагаю ознакомиться с черновиком моей предвыборной программы, которую я, не мудрствуя лукаво и по примеру Сами-Знаете-Кого, назвал просто и незатейливо – «План Беляева».

Сегодня – первая (и пока единственная из написанных) часть Плана, посвящённая муниципальному чиновничеству. Текст пока довольно сырой и «непричёсанный», но в дальнейшем я постараюсь его хорошенько «отшлифовать». Если возникнут какие-либо вопросы, замечания, предложения – пишите в комменты.



Представляется, что главной задачей городской власти является создание и поддержание комфортной и безопасной среды для жителей, куда входит современная городская инфраструктура во всём её многообразии – от дорог и канализации до энергетики и библиотек. Мне кажется, что нынешняя администрация справляется с этой задачей на слабенькую троечку – жить в Омске неудобно и большинство этих неудобств на совести именно городских властей.


Многие говорят, что в Омске очень мало денег, в связи с чем осуществление каких-нибудь больших проектов в системе городского хозяйства просто невозможно. Якобы денег хватает лишь на поддержание текущего более-менее сносного состояния и на какие-то единичные акции, вроде реконструкции улицы Омской или строительства бульвара в 12-м микрорайоне. С одной стороны это так – нынешняя бюджетная политика построена таким образом, что большинство собираемых с территории налогов уходит в Москву, а на местах остаются жалкие крохи – НДФЛ, например, и прочая мелочь. Но давайте посмотрим с другой стороны. Знаете ли вы, каков размер омского бюджета на текущий 2012 год? Около 11 миллиардов рублей (к слову, у Омской области – в пять раз больше, около 55 миллиардов). Да, это чуть ли не худший показатель среди российских городов-миллионников, но и 11 миллиардов – сумма немалая. Беда в том, что эти деньги расходуются не на нужды города и его жителей, а на всякую ерунду.



Есть одно хорошее правило, одинаково применимое, как к человеку, так и к целой стране. Правило это простое: нужно жить по средствам! Нельзя одновременно ходить в обносках и покупать в кредит огромный плазменный телевизор, как и нельзя приглашать на День города Баскова, когда у тебя ямы на дорогах. Необъяснимые расходы на праздники с басковыми при наличии огромного количества проблем в городском хозяйстве – вещь недопустимая. Не может быть никаких басковых, пока в городе не отремонтированы все школы, не вымощены все тротуары, не починены все светофоры.





Эффективное управление городом начинается с эффективного управления его финансами. А эффективное управление финансами начинается с эффективного управления расходами. Таким образом, задача нормального мэра – максимально снизить нецелевые расходы городского бюджета, а высвободившиеся средства пустить на выполнение основной задачи (см. первый абзац) – на создание и поддержание комфортной и безопасной среды для жителей.



Приоритетным способом снижения городских расходов я вижу тотальное сокращение муниципальных чиновников, примерно процентов на 50. Причём сокращение должно затронуть как конкретных лиц, так и целые департаменты с многочисленными МУПами. Так, полагаю необходимым ликвидировать за ненадобностью (с увольнением всех их сотрудников) такие структуры городской администрации, как Департамент по делам молодежи, Департамент общественных отношений и организационной работы, Управление информационной политики и ряд других служб. Я не понимаю, почему у нас в мэрии одновременно существуют Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент строительства, Департамент жилищной политики? Почему бы все их функции не передать в Департамент имущественных отношений, а не плодить на ровном месте начальников с заместителями, секретаршами и персональными «волгами»? Зачем нужны Департамент городского хозяйства и, отдельно от него, Департамент дорожной деятельности и благоустройства? Почему бы их не объединить? Неужели дороги и благоустройство требуют создания отдельной структуры?





Бюрократия – тормоз любой организации. Чем больше вы создаете департаментов, управлений, отделов – тем сложнее и дольше решается проблема, тем больше потенциальных взяточников в рядах ваших сотрудников. Создайте Департамент по борьбе, ну скажем, с саранчой – и указанный Департамент будет успешно функционировать без всякой саранчи. Вы регулярно будете получать бравурные отчёты о победах над несуществующей саранчой, участвовать в ежегодных конференциях «Город без саранчи», подписывать сметы на проведение концертов молодых исполнителей «Рок против саранчи» и издание специализированного бюллетеня «Саранча и борьба с ней». Все эти мероприятия потребуют увеличения штата Департамента, ремонта и расширения его офиса, закупки новой оргтехники и т.п. С каждым годом Департамент будет требовать всё больше и больше денег, ресурсов, людей и вы вдруг поймаете себя на мысли, что проблема, ради которой он создавался, давным-давно решена или вообще неактуальна, но сделать уже ничего нельзя – Департамент крепко врос в структуру вашей администрации, без его согласования невозможно решить ни один общегородской вопрос, а на его ликвидацию у вас просто не хватает смелости.



Давайте представим – с завтрашнего дня штат муниципальных чиновников сокращается ровно в два раза, то есть каждый второй клерк оказывается на улице. Как вы думаете, улучшится или ухудшится работа мэрии? У меня есть стойкое убеждение, что ничего не изменится. Как пили тётеньки в химках чай каждые полчаса, так и будут пить, как уходили домой ровно в 18-00, так и будут уходить. На сегодняшний день муниципальные чиновники – это, как правило, упомянутые тётеньки бальзаковского возраста, невзрачные дяденьки с жуликовато бегающими глазками или блатные мальчики/девочки, с горем пополам окончившие на троечки ВУЗы и пристроенные на тёплые места заботливыми родителями. С такими кадрами построить нормальную муниципальную власть просто невозможно – всегда будет волокита, бюрократизм, отфутболивание посетителей и прочие прелести. Доходит до смешного – сегодня на ответственные посты назначаются люди, имеющие проблемы с законом, непогашенные долги, связи в криминальных кругах. Как требовать соблюдения закона от человека, который неоднократно был фигурантом уголовных дел, не платит алименты или лишён учёной степени за написание липовой диссертации? Поэтому кадровая чистка, всеобъемлющая и беспощадная, – не прихоть, а суровая необходимость. Аттестация из формальной процедуры должна превратиться в инструмент эффективного управления. Назначение на должность – исключительно по итогам открытого и прозрачного конкурса, снятие – за любую серьёзную провинность. Не исполнил поручение мэра – на улицу, подрался с журналистом во время официального мероприятия – на улицу, получил представление прокурора об устранении каких-либо нарушений – на улицу. За подозрение в получении взяток – отстранение от должности на период проверки, а в случае подтверждения факта мздоимства – уголовное дело. Жестоко? Да. Но иначе нельзя.



Вообще тема коррупции бесконечна и разнообразна. Нынешнее законодательство и абсолютная безнаказанность привели к тому, что взятки берут уже даже не таясь, чуть ли не по прейскуранту. Многие бизнесмены с удовольствием расскажут вам, сколько в Омске стоит получение разрешения на строительство, сколько – перевод земли из одной категории в другую, сколько – согласование дизайна вывески. Как-то один мой знакомый решил обнести двор дома забором – согласование этого ничтожного по масштабам города вопроса заняло у него, по-моему, год. Он показывал мне план-схему, на которой было что-то около трёх десятков подписей – главный архитектор округа, несколько департаментов мэрии, пожарники, энергетики, Водоканал, Роспотребнадзор, гаишники и т.д. и т.п. Надо ли говорить, что некоторые подписи были получены им, как бы помягче выразиться, не за просто так.



Решать проблему омской городской бюрократии надо – это даже не обсуждается. И решать её должен человек, абсолютно независимый от этой самой бюрократии. Не боящийся уволить какого-нибудь заслуженного деятеля и десяток его сотрудников, не боящийся грозных окриков со стороны областного правительства или прогубернаторских СМИ. Решать проблему бюрократии надо жёстко и кардинально, без оглядки на мнение бюрократов и тех, кто за ними стоит.



Итак, что должен сделать независимый мэр с доставшимся ему чиновничье-бюрократическим наследством? Какие действия необходимо предпринять, чтобы аппарат городской власти заработал слаженно и эффективно? Как уменьшить расходы на его содержание и как вообще заставить его повернуться лицом к жителям?





Предложение первое: Тотальное сокращение численности муниципальных служащих. Городская власть – это ЖКХ, дороги, школы, детские сады и т.п. Городские чиновники должны заниматься исключительно обеспечением и развитием города, а не абстрактными материями вроде повышения правовой культуры граждан (на это повышение, к слову, Омск ежегодно тратит миллионы рублей) или развитием футбола. Поэтому я выступаю за полную ликвидацию таких направлений деятельности мэрии, как, например, работа с молодёжью, организация праздников, обеспечение деятельности КТОСов и содержание СМИ. Я не спорю, нужно работать с молодёжью и организовывать Дни жаворонков, но делать это должна не мэрия, а общественность. Хотите организовать военно-исторический кружок или студенческий отряд – пожалуйста, организовывайте. Но собственными силами и за собственный счёт. Нет, мэрия может, конечно, выделить вам какое-нибудь пустующее помещение, но тратить на вашу прихоть деньги налогоплательщиков не будет ни за что.



Также не должно быть у мэрии ни информационной службы, ни собственных СМИ. Работу с прессой может прекрасно вести один-единственный пресс-секретарь, а наполнять и редактировать официальный сайт – его помощник. А все эти «третьи столицы» и прочие подобные издания пусть финансируют коммерческие структуры (если они им надо, конечно).



Другие направления деятельности также подлежат полному пересмотру. Как говорилось выше, надо перетрясти существующие департаменты, провести массовые расстрелы сокращения лишних людей и избавиться от избыточных и не свойственных муниципалитету функций. На дворе XXI век – век Интернета, Скайпа, электронной почты и Angry birds мобильных телефонов. Современные средства коммуникации делают ненужными бумажный документооборот и не требуют личного присутствия на совещаниях. Но наша мэрия живёт в прошлом – каждую неделю со всех концов города едут на планёрку к мэру чиновники, чиновники, чиновники. Каждый день между муниципальными службами снуют с папками документов курьеры, курьеры, курьеры (сорок тысяч одних курьеров!). Каждую секунду в городских органах власти принтеры выплёвывают сотни и тысячи листов бумаг, бумаг, бумаг. Сколько на этом теряет городской бюджет – неизвестно даже директору Департамента финансов. Сколько на этом теряем мы, простые жители города – неизвестно даже Господу Богу.



Жизненно необходимо максимально упростить все процессы внутри муниципальных структур, окончательно внедрить принцип одного окна во всех случаях, связанных с обслуживанием населения, перейти на электронный документооборот и покрасить здание мэрии в зелёный цвет. Впрочем, с покраской можно обождать, пока не решены более насущные вопросы.





Отдельная тема – это окружные администрации. В каждой из них сидит масса чиновников, функции которых зачастую дублируются на уровне города. Кому и зачем это надо (кроме самих чиновников) – понять невозможно. Кстати, в Омске давно назрела необходимость реформирования округов. Нынешняя система, разделяющая город на пять неравных частей, давно отжила своё и не отвечает сегодняшним требованиям. Уже упомянутые современные средства связи позволяют управлять городским округом без ежедневных «выездов на объекты», поэтому количество округов должно быть уменьшено. Думаю, оптимальным будет разделить город на три части (округа) – Северный, Южный и Левобережный. В качестве естественных границ округов лучше всего смотрятся русла Иртыша и Оми. Всё, что на правом берегу Оми – Северный округ (нынешний Советский и часть Центрального), всё, что на левом берегу Оми – Южный (нынешние Ленинский, Октябрьский и, соответственно, часть Центрального). А современный Кировский округ можно оставить как есть. Впрочем, тема реформирования округов требует более детального обсуждения, но то, что сокращать окружные администрации надо беспощадно – по-моему, очевидно.



Аппарат должен быть небольшим и профессиональным – это давно поняли на Западе, но никак не желают понимать у нас. Городская власть в моём представлении – это молодой независимый мэр с командой опытных и мобильных управленцев, а не унылые пожилые дяди в мешковатых пиджаках, основной занятием которых являются перекладывания бумажек, а также попилы и откаты. Ни у меня, ни, думаю, у большинства жителей Омска, не будет ни малейшего сожаления, если все эти дяди с приходом нового мэра вдруг окажутся не у дел, а их место займут более молодые, активные и неравнодушные к городу люди.



Вышеуказанные меры по сокращению ненужных муниципальных служащих убьют сразу двух зайцев – улучшат качество управления городом и высвободят, не побоюсь этого слова, колоссальные средства. Эти деньги можно будет израсходовать на ремонт дорог, строительство детских садов, увеличение зарплат тем же учителям. Да мало ли вообще благих целей, на которые можно потратить сэкономленные миллионы? Главное – не побояться вступить в войну с извечным проклятием России, с бездарным, вороватым и неэффективным местным чиновничеством.



Продолжение следует...
Источник: http://omsk.livejournal.com/621680.html
Категория: Программы | Добавил: e_n_z (07.04.2012) | Автор: belyaefff
Просмотров: 3755 | Комментарии: 1 | Теги: кандидаты, интернет, акции, жж, мэр, блогер, омск, гражданин мэр, общество, выборы | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar