Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Омск Политический

Четверг, 21.11.2024, 13:34
Начало » Статьи » Гражданин мэр » Программы

БЕЛЯЕВ Александр. «План Беляева». Третья часть

Начало здесь и здесь.

Дороги – пожалуй, одна из самых больных тем Омска. Градостроительные ошибки прошлых и нынешних времён привели к тому, что миллионный город не может предложить нормальных путей сообщения ни пешеходу, ни велосипеду, ни автомобилю. Растянувшийся вдоль Иртыша на двадцать километров, искусственно посаженный на одну-единственную магистраль (Маркса – Красный путь – Мира), Омск подолгу стоит в пробках, страдает от засилья транзитного транспорта и, что самое страшное, каждый год уносит жизни нескольких сот людей, попавших в ДТП.



Резко увеличившееся в последнее десятилетие количество автомобилей закупорило почти все омские дворы, а недостаточное количество парковок в историческом центре превратило центральные улицы города в одну сплошную автостоянку – куда ни кинь взгляд, все свободные пространства заняты машинами. Государственные и коммерческие структуры, всевозможные ТСЖ и просто активные жители самовольно захватывают куски городской земли под личные стоянки, устанавливают заборы и шлагбаумы, а многочисленные проверяюще-контролирующие организации беспомощно разводят руками и что-то бубнят про несовершенство законодательства.

Качество омских дорог ниже всякой критики. Есть улицы с более-менее хорошим покрытием (Красный путь, Омская, 7-я Северная), но большинство – тихий ужас для подвески любого современного автомобиля. Ямы, выбоины, трещины, канализационные люки – вот неполный перечень особенностей омских трасс. Ливневой канализации нет практически нигде, кроме центра, в связи с чем хороший сильный дождь превращает окраинные улицы и дворы в подобие Венеции.



По пальцам одной руки можно посчитать в Омске велодорожки. Несмотря на растущую популярность велосипедов, городские чиновники, передвигающиеся, как правило, на персональных «Волгах», такой вид транспорта просто не замечают. Более продвинутый бизнес строит у офисов и магазинов велопарковки, но они почти всегда пусты – ездить на велосипеде по дорогам общего пользования желающих мало.

Совершенно отвратительна и неприемлема ситуация с тротуарами. Подавляющее большинство омских проспектов тротуаров вовсе не имеет – нонсенс для любого европейского города! Автор этих строк однажды решил прогуляться пешком от центра до Нефтяников – маршрут (вместе с тротуаром) закончился у Старозагородной рощи, дальше пошла грязная грунтовка. А ведь это центральная магистраль города. Хотя о каких тротуарах может идти речь, если многие омские улицы не имеют даже бордюров (изнеженные европейцы при сообщении им этого факта впадают в глубокую задумчивость).


Проблем с дорогами в Омске море – это признают все. Но решает эти проблемы сегодняшняя городская власть из рук вон плохо. Огромные деньги вбухиваются в реконструкцию улицы Омской, где никогда не было пробок, и строительство путепровода на Завертяева, который нужен только жителям Амурского посёлка. При этом у мэрии нет денег на строительство развязки Конева – 70 лет Октября, хотя метромостом пользуется весь город.

К проблемам омской дорожной сети, как и ко многому другому, следует подходить комплексно. Необходимы как строительство новых магистралей, так и тотальная реконструкция нынешнего дорожного хозяйства. Во главу угла должен быть положен принцип приоритета пешехода над всем остальным транспортом, а транспорт должен получить максимально быструю и удобную систему путей сообщения между всеми районами города.


Каким же видится новая османизация Парижа дорожная политика? Начнём со строительства новых дорог. Учтём, что наш городской бюджет крайне скуден (в 2012 году на дорожное хозяйство выделены всего лишь 253 миллиона рублей), поэтому новые мосты через Иртыш или подземные тоннели оставим мечтающим архитекторам. Напомню, что тот же метромост строился около 13 лет, и львиную долю вложений обеспечили федеральный и областной бюджеты. Построить что-то подобное сейчас (например, мост в створе бульвара Архитекторов и Берёзовой или в створе Куйбышева и 7-ой Северной) невозможно в принципе – городская казна бедна, а федерация с областью денег на новые мосты не дадут.


Где нужны новые дороги? Они нужны там, где существует большой транспортный поток. Там, где перемещается огромное количество людей и грузов. Там, где отсутствует прямая связь между различными районами города. В Омске на сегодняшний день видится два основных транспортных маршрута – это ж.-д. вокзал – городок Нефтяников и Центр – Левый берег. Решить проблему ж.-д. вокзала – Нефтяников можно только единственным способом – строительством полноценной дороги-дублёра. Нынешняя городская власть склоняется к варианту пустить дорогу по набережной, мне же больше нравится маршрут Королёва – Волховстроя – Жукова. Однако взглянем правде в глаза – все эти маршруты суть бессмысленные мечтания, ибо денег нет ни на тот, ни на другой. Единственное, что можно сделать в рамках существующего бюджета – это улучшить качество работы нынешней магистрали: Мира – Красный путь – Маркса. К таким улучшениям относится строительство подземных и надземных переходов (что вполне осуществимо на условиях муниципально-частного партнёрства, то есть не только за счёт города), ликвидация светофоров и реконструкция имеющихся перекрёстков.

Транспортный коридор Центр – Левый берег также невозможно продублировать, но его можно и нужно расширить. Кровь из носу необходимо избавиться от светофоров, которые «закавычили» с обоих берегов метромост. Как в районе Орджоникидзе – Фрунзе, так и в районе 3-я Енисейская – Конева должны быть построены большие и понятные развязки, позволяющие без промедления пустить транспорт как на улицы правого, так и левого берегов Иртыша. Повторюсь, указанные развязки гораздо важнее Амурского путепровода и уж, тем более, непонятного объекта на Щербанёва. В качестве временной меры можно хотя бы сделать «правые» съезды с метромоста на 3-ю Енисейскую и с другой стороны 3-й Енисейской на метромост. По примерным расчётам, такая копеечная реконструкция позволит разгрузить мост процентов на 20–30.


Также надо разобраться с хаосом, творящимся на Ленинградской площади. Проблема тут гораздо глубже, чем с метромостом – множество транспортных потоков, два расположенных рядом перекрёстка, близлежащие жилые дома. Опять же, как временную меру предлагаю «прорубить» дорогу от Иртышской набережной до начала улицы Маяковского (мимо здания Водоканала) и запретить съезд с Набережной на Масленникова. Транспортный поток, следующий по Набережной в центр, можно заворачивать на Маяковского (без выезда на Ленинградскую площадь), а уж как пускать его на Маркса в сторону площади Ленина – вопрос второй и требующий более подробных исследований. Можно сделать большое кольцо через Пушкина – Потанина или реконструировать перекрёсток у транспортного университета. В общем, тут ещё думать и думать.


Помимо основных транспортных маршрутов, существует огромное множество второстепенных, проблемы которых также необходимо решать. У всех на виду «пробочные» перекрёстки Мира – Химиков, Заозёрная – Королёва, Лукашевича – Дианова, «пробочные» улицы Хмельницкого, Кирова, Герцена, Жукова. В каждой такой точке необходимо тщательное исследование причин проблемы и её устранение возможно меньшими силами за возможно меньшие деньги. Повторюсь, нынешний муниципальный бюджет не в состоянии строить новые магистрали (виадук на Торговой – хороший тому пример), поэтому необходимо сосредоточиться на реконструкции имеющейся дорожной сети.

Крайне больная тема – текущий дорожный ремонт. Каждое лето толпы армянских рабочих латают дыры и заливают трещины, но после каждой зимы омские дороги возвращаются в своё первоначальное страшное состояние. Сколько на этом распиливается бюджетных денег – мне неизвестно, известно только, что в схожей с Россией по климату Финляндии дороги стоят дешевле, а служат дольше.


Сам ремонт зачастую представляет из себя банальное размазывание нового слоя асфальта поверх существующего. Как результат – через несколько циклов подобного ребилдинга дорога на полметра-метр возвышается над окружающим городским пейзажем (см., например, ул. Куйбышева или Красных зорь). То, что так делать нельзя, – понятно всем, кроме городских чиновников. То, что технологии производства и укладки дорожного покрытия шагнули далеко вперёд, – известно всем, кроме ашотов и рубенов, держащих в городе весь дорожный бизнес.


Ремонт существующих улиц требует не просто ремонта, а ремонта с реконструкцией. С простым заделыванием выбоин за космические деньги должно быть покончено. Каждая ремонтируемая улица должна получить ливневую канализацию, бордюры, тротуары из плитки, если возможно – газоны и деревья. Обязательны освещение, легко читаемые дорожные знаки и разметка. Пешеход – главный субъект дорожного движения. Именно интересам пешехода должны быть подчинены все городские улицы. Современный город – это густая сеть пешеходных тротуаров, площадей, парков и скверов. Без тротуаров невозможны прогулки с детьми, занятия бегом, перемещение инвалидов. Попробуйте пройти пешком, скажем, от Торгового города до парка Победы – вы меня поймёте.


Теперь о велосипедах и велосипедистах. Велосипед – это, без дураков, гениальное изобретение. Не требующий ни овса, ни бензина, ни электричества, этот вид транспорта лёгок, мал, удобен, полезен для здоровья. Улицы европейских и азиатских городов наводнены велосипедами – на них ездят школьники и старики, министры и домохозяйки, блогеры и хипстеры. В Омске же на велосипедах ездят только безбашенные отморозки. Нормальный человек, попытавшись прокатиться на велике по омским магистралям, быстро бросит это занятие – когда тебя прижимает к обочине плюющийся соляркой грязный КамАЗ, о преимуществах велосипеда перед автомобилем как-то забывается.


Нужно ли развивать велосипедную инфраструктуру в Омске? Без сомнения. Чем больше людей пересядет на экологически чистый велосипед, тем меньше будет нагрузка на дороги общего пользования и транспорт. В идеале каждый житель Омска должен для себя решать следующую дилемму – ехать ли ему на учёбу/работу на велосипеде по чистой, удобной, безопасной велодорожке, либо тратить время (и деньги) на общественный/личный транспорт.

Стоимость современного китайского «ашанбайка» уже сейчас позволяет приобрести велосипед самым широким слоям городского населения. Эксплуатация велосипеда не стоит ничего (он не потребляет топлива, не облагается налогом и не подлежит обязательному страхованию). Велодорожки обходятся куда дешевле автомобильных дорог, а сам велосипед занимает ничтожно малую площадь городской земли. На сегодняшний день единственное, что сдерживает взрывной рост велосипедизации – это уже упомянутое отсутствие велосипедной инфраструктуры. Сделайте обособленную велодорожку, скажем, вдоль Красного пути, и уже через месяц она будет активно использоваться как велосипедистами, так и скейтерами с роллерами. Начните строить сеть велосипедных дорожек и опутайте ими хотя бы исторический центр – и распространение велосипедов начнётся в геометрической прогрессии.

Недавно было объявлено, что вскоре в Омске начнётся строительство Дворца велоспорта с дорожками общей длиной 250 метров и трибунами на 300 мест. Дело это, без сомнения, нужное, но не лучше ли выделенные миллионы рублей пустить на нужды всех жителей города, а не только профессиональных спортсменов-велосипедистов? Если выбирать между велодорожками для всех и велодорожками для спортсменов, то приоритет общего над частным очевиден.


С омскими дорогами также связана вот какая беда. Каждую зиму на городские улицы вываливаются тысячи тонн песчано-соляной смеси. В связи с этим в Омске не бывает чистого сухого асфальта – омский асфальт или сухой и пыльный, или грязный и мокрый. С наступлением весны коммунальные службы собирают с дорог то, что осталось после зимы, но основная часть песка уже разлетелась по всему городу и будет летать по нему всё лето. Песок забивает ливневую канализацию, стирает дорожную разметку, отрицательно действует на здоровье людей (особенно – астматиков). Помойте окна в своей квартире на 16 этаже – через день они будут в песчаной пыли, припаркуйте свой автомобиль на улице – через пару часов на ветровом стекле будет грязно-серый налёт, наденьте утром белую рубашку/блузку – вечером воротник и манжеты поменяют цвет на чёрный.

Скажу честно – я не знаю, как решить проблему зимних дорог без песка. Химические реагенты – не выход, они дороги и представляют экологическую опасность, а гранитная крошка требует наличие недалеко от Омска собственно гранита. Но сыпать на улицы песок с солью тоже нельзя – слишком много минусов у этого способа, слишком много отрицательных последствий. Может, стоит тщательней чистить дороги?

Продолжение следует…


Источник: http://omsk.livejournal.com/626706.html
Категория: Программы | Добавил: e_n_z (15.04.2012) | Автор: Александр Беляев
Просмотров: 4730 | Теги: кандидаты, интернет, акции, жж, мэр, блогер, омск, гражданин мэр, общество, выборы | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar