Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Омск Политический

Суббота, 23.11.2024, 12:44
Начало » Статьи » Темы » Власть

С чего начать? или Первый шаг на пути к демонтажу режима
Кризис российского режима очевиден: он не способен адекватно справиться ни с одной из задач, стоящих перед страной. Однако кризис может продолжаться еще долго. До тех пор, пока в стране не появится достаточно мощное и хорошо организованное движение, способное выразить и реализовать латентную потребность в демонтаже этого режима. В среде т.н. "оппозиции" уже не первый год продолжается бурление на тему "позитивных программ". Но нет ни ясности, ни необходимой мощности представления о конкретных действиях, способных приблизить общество к светлым целям. В итоге все политическое "программирование" сводится к пустым декларациям и девальвированной публицистике. Причем, даже самые конкретные из этих "планов" провисают, потому что в них отсутствует понимание четкой схемы и последовательности действий (сейчас это модно называть "дорожной картой") и, как следствие, - понимание первого шага.

А ведь искомый ответ лежит практически на поверхности. При небольшом умственном напряжении становится очевидной мысль о том, какая именно организационная схема способна столкнуть ситуацию с мертвой точки, дать возможность вырваться из замкнутого круга вождистских партий и коалиций, девальвирующих саму суть современной гражданской политики.

Новый формат гражданской консолидации должен быть адекватен ключевой задаче: решительному переходу от патерналистской схемы общественного устройства к схеме, основанной на правовом взаимодействии свободных субъектов. Понятно, что подобный цивилизационный переход невозможно запустить одними лишь благими пожеланиями и лозунгами. Запустить его можно, лишь путем создания успешных образцов реального гражданского действия и постепенного, системного расширения зоны влияния этих образцов.

Новый формат гражданской консолидации не должен быть абсолютно новым, непривычным. Наоборот, чем более привычен он будет, – и по названию, и по способам формирования и действия, - тем большей эффективности можно от него ожидать. Лучше всего – адаптировать к современным задачам уже существующие формы гражданской самоорганизации. В первую очередь – опыт создания органов, координирующих гражданский протест и гражданское действие на региональном уровне: в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, других городах.

Новый формат гражданской консолидации должен обеспечить, если не комфортное, то хотя бы приемлемое сосуществование самых разных типов общественной активности. В нем могут и должны взаимодействовать партийно-политические и "непартийные" активисты, интеллектуалы, сохранившие порядочность, ясный ум и гражданскую ответственность, "обычные люди", хорошо осознающие собственные интересы и умеющие выражать интересы других людей. Наконец, крайне важно обеспечить оптимальное сочетание двух пока еще сильно расходящихся способов коммуникации – онлайнового, сетевого и традиционного, офлайнового.

Всем этим требованиям удовлетворяет формат Общероссийской сети гражданских советов (ОСГС).

В российской оппозиции – и интеллектуальной, и партийно-политической – сейчас активно муссируется лозунг "ожидания перемен". Главная перемена должна состоять в том, чтобы перестать воспринимать нынешний режим как легитимную, дееспособную, ответственную власть. А значит, перестать связывать с ней любые ожидания и запросы. Граждане должны будут осознать, что большую часть общественных потребностей общество может и должно осуществлять самостоятельно, без унизительных просьб к власти. А то, что пока не может – решительно требовать и добиваться исполнения.

Если дело выстраивания ОСГС поставить надлежащим образом, то этот первый шаг вполне может выполнить роль звена, вытягивающего всю цепь (точнее, формирующего всю систему) альтернативной гражданской легитимности.

Действующие Гражданские Советы станут основными "заказчиками" новых современных средств гражданских коммуникаций, альтернативных традиционным СМИ, заточенным лишь на трансляцию готовых решений.

Гражданские Советы будут вынуждены формировать альтернативные исполнительные структуры ("теневые кабинеты"), третейские органы, системы обеспечения безопасности и т.п. Региональные Гражданские Советы во взаимодействии между собой смогут выстроить более современную систему общенациональных органов – не централизованных "мест оппозиционной власти", распределяющих ограниченные ресурсы, а "общих мест", эффективно реализующих общие потребности. Именно такая организационная схема естественным образом сдвинет нынешнюю патовую ситуацию к ситуации "двоевластия", без которой не смогут запуститься механизмы переходного периода (с временным правительством, учредительным собранием и прочими атрибутами "демонтажа режима").

Успех этого первого шага будет зависеть от верно найденных решений по ряду конкретных пунктов, формирующих общую рамку распределенного гражданского движения. В том числе: выбора привлекательных общих наименований, быстрого налаживания эффективных коммуникаций организационного актива, разработки и согласования типовых организационных решений и т.п.


Общее направление и первые шаги понятны. Позиции общенациональных лидеров, способных взять на себя роль организаторов движения мирного гражданского сопротивления, - пока вакантны.

P.S. Часто вспоминаю, как в 1990-м году один из активных представителей тогдашнего "агрессивно-послушного большинства" в Омском горсовете наскакивал на меня с недоуменным вопросом: "Ну как же ты можешь выступать за разрушение советской системы и быть депутатом Совета?" А я объяснял ему, что дело не в совпадении названий, а в сути. Что Советы могут и должны остаться, но только как органы реального парламентского и муниципального представительства свободных граждан, а не фиговое прикрытие господства однопартийного режима. За прошедшие годы мой оппонент успел сменить множество ролей. Одобрить ельцинский разгон советов, поработать в новом составе городской думы и законодательного собрания, побыть ярым критиканом действующей власти и ее штатным сотрудником и охранителем. Заменить билет члена КПСС на КПРФ и со скандалом отказаться от него. Из преподавателя научного коммунизма превратиться в доктора исторических наук и декана факультета. Я принципиально избегал официальной карьеры, но смог кое-что сделать в бизнесе, в профессиональной и общественной сферах. Многое изменилось в городе, в стране и в мире за эти двадцать лет. А задача избавления от советскости-совковости и выстраивания современных Советов по-прежнему остается парадоксально актуальной.

P.P.S. Этот текст продолжает серию, открытую в 2005 году эссе "Построим новую страну!". В нее входят следующие публикации, развивающие и детализирующие предложенную мной схему формирования "альтернативной гражданской легитимности" как стратегического способа демонтажа режима и формирования Новой России: "Прервать преемственность произвола",  "Что делать? или Есть ли у нас Гражданский план?", "Что не делать?" и др.
Категория: Власть | Добавил: Victor_Korb (02.11.2009) | Автор: Виктор Корб
Просмотров: 2793 | Теги: реформа, гражданская самоорганизация, гражданские советы, альтернативная легитимность | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar