При таких обстоятельствах государственному предприятию достаточно трудно выполнять свои производственные функции.
ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не производит добычу нерудных строительных материалов, флот учреждения используется для проведения путевых работ в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Обь-Иртышского бассейна. При проведении дноуглубительных работ грунт (песок) не изымается безвозвратно из русла, а лишь отодвигается от судоходной трассы, в пределах существующего русла реки.
Учреждение надлежащим образом исполняет утвержденную Росморречфлотом Программу категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2008 - 2010 годов по Федеральному государственному учреждению «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».
Обращаем Ваше внимание, что Целевое использование бюджетных средств и процесс проведения путевых работ контролируется различными органами государственной власти.
До настоящего времени в отношении ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не было принято ни одного судебного акта, решения, предписания или иного документа, имеющего юридическую силу, и который указывал бы на использование флота не по назначению.
Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 17.03.2009 г. № АД-37-р утверждена Программа категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2009 - 2011 годов по Федеральному государственному учреждению «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее - Программа).
Указанная Программа состоит из двух разделов:
1). «Участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов».
2). «Участки внутренних водных путей, обслуживаемых без гарантированных габаритов за счет доходов от собственной деятельности, а так же других, не запрещенных законом источников».
Реки Тура и Тобол включены Федеральным агентством морского и речного транспорта во вторую часть Программы.
При снятии плавучих знаков навигационного обслуживания учреждение руководствовалось следующим.
1) ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не имело финансовой возможности для продолжения обслуживания знаков навигационного оборудования на реках Тура и Тобол. В связи с тем, что реки Тура и Тобол включены именно во вторую часть Программы, денежные средства на обслуживание указанных рек из бюджета не выделяются.
Как следует из документов, отражающих финансовое положение ФГУ «Обь-Иртышводпуть» в 2009 году, сумма доходов от собственной деятельности составила 306 170 600 рублей.
Осуществляя деятельность, в том числе и на содержание водных путей, включенных во вторую часть Программы, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» понесло расходы в размере 306 170 600 рублей.
Для продолжения обслуживания плавучих знаков обслуживания на реках Тура и Тобол в период с 23 сентября 2009 по 25 октября 2009 года потребовалось бы понести затраты еще в размере 3 746 000 рублей, однако приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что средств для несения таких затрат не было.
Таким образом, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не имело фактической возможности для продолжения обслуживания знаков обслуживания на реках Тура и Тобол в период с 23 сентября 2009 по 25 октября 2009 года.
2) Позиция Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта относительно рассматриваемых обстоятельств.
Из обращения Заместителя Министра Министерства транспорта Российской Федерации Олерского В.А. от 11.12.2009 г. № ОВ-5/12960 следует:
«… с целью оптимизации расходов федерального бюджета затраты на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в 2009 году были уменьшены на 14%. При формировании проекта бюджета на 2010 год предусмотрено дальнейшее уменьшение объемов финансирования».
В сложившихся условиях содержание за счет средств федерального бюджета малых и боковых рек, преимущественно используемых для перевозок в пределах одного субъекта Российской Федерации, невозможно. Решением вопроса содержания таких внутренних водных путей могло бы стать финансирование их субъектами Российской Федерации».
Письмом от 29.10.2009 г. № ОВ-17/11193 Минтранс России проинформировал Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлова: «считаем нецелесообразным внесение изменений в Кодекс Внутреннего водного транспорта Российской Федерации, так как пункт 1 статьи 8 Кодекса не препятствует проведению работ на внутренних водных путях за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
В соответствии с письмом Заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Шахмарданова О.Ю. от 30.12.2009 г. № ОШ-27/12379:
По причине низкой интенсивности судоходства и отсутствия финансирования с 22.09.2009 г. было прекращено обслуживание рек Тура и Тобол (решение Общественного Совета Обь-Иртышского бассейна, протокол № 3 от 18.09.09).
… Росморречфлот не имеет возможности выделить средства из федерального бюджета ФГУ «Обь-Иртышводпуть» для организации судоходства на реках Тура и Тобол без дополнительного выделения бюджетных средств на указанные цели, так как объемы бюджетного финансирования на 2010 год по сравнению с 2009 годом сокращены.
Учитывая вышеизложенное, содержание судоходной обстановки на реках Тура и Тобол в навигацию 2010 года возможно только на договорной основе. ФГУ «Обь-Иртышводпуть» готово предоставлять суда для организации сопровождения экспедиционного завоза грузов».
3) Приказом Минтранса PФ от 14 октября 2002 г. N 129 были утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, «… государственные речные судоходные инспекции бассейнов определяют особенности движения и стоянки судов в отдельных бассейнах и их участках».
Приказом начальника Государственной речной судоходной инспекции по Обь-Иртышскому бассейну от 24.04.2003 г. № 16 утверждены «Особенности движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне» (далее – Особенности движения и стоянки судов).
Указанные Особенности движения и стоянки судов, введенные в действие с 24.04.2003 г., распространяются на реки Тура и Тобол и являются обязательными для выполнения всеми судоводителями и судовладельцами, пользующимися водными путями Обь-Иртышского бассейна, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункты 1 и 2 Особенностей движения и стоянки судов).
В соответствии с пунктом 14 Особенностей движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне:
«Плавание судов на внутренних водных путях не оборудованных средствами навигационного оборудования, но пригодных для плавания, допускается при условии разработки судовладельцами специальных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства, согласованными с филиалам ГБУВПиС и отделами ГРСИ бассейнов и утверждении ГБУВПиС и ГРСИ бассейна до начала перевозок.»
Обращаем внимание, что указанные особенности движения и стоянки судов на внутренних водных путях действуют и в других бассейнах.
Таким образом, «Особенностями движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне» допускается плавание судов на внутренних водных путях, не оборудованных средствами навигационного оборудования, но пригодных для плавания. При этом обязанность по разработке специальных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства возлагается на судовладельцев.
4) В соответствии с пунктом 14 «Сборник схем типовых толкаемых и буксируемых составов в границах водных путей Обь-Иртышского бассейна» (разработан в соответствии с пунктом 166 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержден Приказом Минтранса PФ от 14 октября 2002 г. N 129)
«… плавание судов и составов по внутренним водным путям бассейна не оборудованным средствами навигационного ограждения, но пригодным для судоходства, допускается только по особому разрешению, выдаваемому ФГУ «Обь-Иртышводпуть» по согласованию с Обь-Иртышским Управлением Госморречнадзора Ространснадзора, после разработки судовладельцем специальных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства».
Согласно правилу 42 «Правил плавания по ВВП РФ», эти разрешения должны быть получены до начала перевозки».
Действие «Сборника схем типовых толкаемых и буксируемых составов в границах водных путей Обь-Иртышского бассейна» в навигацию 2009 года, так же подтверждается Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора Ространснадзора.
Таким образом, в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса PФ от 14 октября 2002 г. N 129), был утвержден документ, в соответствии с которым: «плавание судов и составов по внутренним водным путям бассейна не оборудованным средствами навигационного ограждения, но пригодных для судоходства, допускается». При этом обязанность по разработке специальных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства возложена на судовладельцев.
После снятия ФГУ «Обь-Иртышводпуть» плавучих знаков судоходной обстановки на реках Тура и Тобол, судовладельцы могли продолжать перевозки, при условии разработки и согласования мероприятий по обеспечению безопасности судоходства, тем более, что береговые знаки судоходной обстановки продолжали действовать, а судоводители осуществляли движение судов без таких мероприятий до ледостава.
5) Судоходная обстановка представляет собой систему береговых и плавучих знаков. Береговые средства навигационного оборудования представляют собой сооружения, жестко связанные с берегом или грунтом. Плавучие средства представляют собой сооружения, приспособленные держаться на плаву и связанные с грунтом при помощи якорного устройства.
Судоходная обстановка на реках Тура и Тобол так же состоит из плавучих и береговых знаков. С 23 сентября 2009 г. и до 25 октября 2009 г. были убраны только плавучие знаки, береговые знаки судоходной обстановки продолжали действовать.
6) В соответствии с Программой «Сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений, указанные в Программе, являются ориентировочными …»
Таким образом, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не нарушало действующего законодательства Российской Федерации и обеспечивало безопасность судоходства на реках Тура и Тобол, включенных во вторую часть Программы, в течение 124 суток в 2009 году за счет средств от предпринимательской деятельности.
Профсоюзная организация ФГУ «Обь-Иртышводпуть» (Межрегиональная организация «Обь-Иртышский Баскомфлот» Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации) крайне возмущена потоком газетных статей и анонимных писем, которые идут в последнее время во все инстанции вплоть до Полномочного представителя Президента РФ, Министерства транспорта, Генерального прокурора, Председателя Правительства РФ и лично Президента РФ.
Клевета на страницах СМИ, анонимные обращения, подписанные якобы работниками учреждения порочат честь и достоинство нашего руководителя Овчинникова С.А. и всего нашего коллектива. Изложенные факты не имеют подтверждения, об этом свидетельствуют результаты проверок органов прокуратуры и внутренних дел и других надзорных органов.
Так только за 2009 год в нашем учреждении различными инстанциями было проведено 110 проверок, что постоянно отвлекало работников от дел , мешало работе , создавало нервозную обстановку в коллективе. В настоящее время имеется много судебных решений, опровергающих доводы, указанные в статьях местных газет и анонимных обращениях, якобы от бывших работников ФГУ «Обь-Иртышводпуть», с подделанными подписями.
Эта компания развёрнута против предприятия и его руководителя, которые нарушили монополию судоремонта и судостроения в Сибирском регионе, построив в филиале Омского РВПиС собственное судоподъёмное сооружение. Принципиальная позиция руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» мешает незаконному песчаному бизнесу аффилированных с властью структур. Кроме того, прибрежные территории, на которых расположено ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и его филиал Омского РВПиС и которые уже находятся почти в центре города, являются «лакомым кусочком» для частных застройщиков, которыми являются и работники прокуратуры. С.А. Овчинников не угоден тем, кто нарушает закон, не думает о будущем Обь-Иртышского бассейна, бездумно уничтожает реку.
За последние шесть лет, Овчинников С.А. руководит ФГУ «Обь-Иртышводпуть», много сделано не только в производственной, но и в социально-бытовой сфере. Построены и введены в эксплуатацию новые газовые котельные в филиалах: Омского РВПиС, Тобольского РВПиС, Ханты-Мансийском ОУВПиС, отремонтированы производственные цеха и производственно-бытовые помещения, заработали столовые в Тобольском, Омском филиалах, где стоимость обедов для рабочих за счет дотации предприятия составляет от 20 до 25 рублей. Отремонтировано общежитие в Омском РВПиС, Ямало-Ненецком ОУВПиС, в общежитии Тобольского РВПиС заменили электропроводку, установили электронагреватели и дали горячую воду.
Средняя заработная плата наших работников с 2004 года по настоящее время увеличилась в 2,5 раза и на сегодняшний день является одной из самых высоких в нашей отрасли.
Коллективный договор, заключенный между работодателем и трудовым коллективом на 2010-2012 годы, несмотря на кризисный период, сохраняет все ранее существовавшие социальные гарантии, полностью соответствует Федеральному отраслевому соглашению.
Большая работа проводится в учреждении с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда. Давно уже стали нормой чествования ветеранов в связи с юбилейными датами, проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню пожилого человека, материальная и бытовая помощь бывшим работникам предприятия.
Совет ветеранов, действующий при ФГУ «Обь-Иртышводпуть», является одним из лучших в Кировском административном округе. У ветеранов есть своя комната для встреч, несколько лет назад создан и успешно развивается музей учреждения. Здесь собран обширный материал по истории создания и развития предприятия, о людях, прошедших славный трудовой путь. Аллея ветеранов и трудовых династий предприятия – еще один наглядный результат деятельности музея и администрации по распространению передового опыта и поддержке трудовых традиций.
В коллективе учрежден свой печатный орган – газета «Лоцман», которая вот уже третий год является пропагандистом передового опыта коллектива. В кризисный период на ее страницах регулярно выступает и руководитель учреждения Овчинников С.А., отчитываясь о проделанной работе, комментируя и объясняя задачи, стоящие перед коллективом. Гласность стала одной из характеристик стиля работы руководителя учреждения.
В конце прошлого года в ФГУ «Обь-Иртышводпуть» была создана своя профсоюзная организация путейцев – МО «Обь-Иртышский Баскомфлот» ПРВТ РФ, объединившая все Первичные профсоюзные организации филиалов ФГУ «Обь-Иртышводпуть». В 2009 г. вновь образованы Первичные профсоюзные организации в филиалах: Тобольского РВПиС, Ханты-Мансийского ОУВПиС. В апреле 2010 г. состав МО «Обь-Иртышский Баскомфлот» ПРВТ РФ вошла ППО ОАО «Омский речной порт». Под эгидой профсоюза развиваются такие многими уже забытые формы работы, как конкурсы «Лучший по профессии», «За безаварийную работу», во 2-ом квартале 2010 г. вступило в действие новое Положение о производственном соревновании в коллективах ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Уже за 2-ой квартал этого года будут подведены итоги производственного соревнования. Широко развит спорт: проводятся зимние и летние Спартакиады, посещение плавательных бассейнов и др.
Все шаги, направленные на демократизацию управленческой деятельности, также крайне не нравятся нашим оппонентам и вызывают множество необоснованных жалоб. На Овчинникова С.А. было совершено покушение. После подстроенной автокатастрофы понадобилось более трех лет на реабилитацию.
Обладая государственным мышлением, видением далекой перспективы, являясь отличным хозяйственником, выстраивая грамотную кадровую политику, Овчинников С.А. на своем посту еще немало сделает для восстановления речной отрасли. Все его планы, направленные на развитие учреждения, безоговорочно поддерживаются коллективом. Время показало их безошибочность и перспективность!
На основании изложенного, требуем:
1. Направить в ФГУ «Обь-Иртышводпуть» комиссию для проведения проверки относительно указанных в настоящем обращении обстоятельств.
2. Министерству транспорта РФ и Федеральному агентству морского и речного транспорта:
- продлить полномочия руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» Овчинникова С. А. с целью продолжения той позитивной работы, которая проводилась и проводится в нашем учреждении по развитию предприятия, по установлению законности и порядка в Обь-Иртышском бассейне.
3. Генеральной прокуратуре РФ:
1) вернуть в государственную собственность здание по адресу: г. Омск, ул. Карла Маркса, 3, как незаконно приватизированное, в котором в настоящее время располагается ОАО «Иртышское речное пароходство»;
2) провести проверку относительно уничтожения активов ОАО «Иртышское речное пароходство», что поставило предприятия внутреннего водного транспорта в Омской области в тяжелое положение.
3) провести проверку относительно заинтересованности Омского транспортного прокурора в деятельности флота республики Казахстан в Омской области, в проведении работ по добыче песка в городе Омске (почему судят одних и уводят от ответственности других).
4) провести проверку относительно причин смерти руководителей предприятий речного транспорта в городе Омске: Стрельченя, Павельев, Соловьев, Лыбенко, Асокин, Севостьянов, Кулманаков и др.
Подписи:
МО «Обь-Иртышский Баскомфлот» ПРВТ РФ
«Совет ветеранов» ФГУ «ОбьИртышводпуть»
Первичная профсоюзная организация управления ФГУ «Обь-Иртышводпуть»
Первичная профсоюзная организация филиала «Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства»
Первичная профсоюзная организация филиала «Ямало-Ненецкое окружное управление водных путей и судоходства»
Первичная профсоюзная организация филиала «Омский район водных путей и судоходства»_
Первичная профсоюзная организация филиала «Тобольский район водных путей и судоходства»
Первичная профсоюзная организация филиала «Сургутский район водных путей и судоходства»
Первичная профсоюзная организация филиала ОАО «Омский речной порт»