В Омске запущен «литературный трамвай»: будет ходить он своим чередом три месяца, а, возможно, и дольше
В Омске появился трамвай, который едет одновременно в незнаемое, и в узнаваемое. В честь 300 –летия города (оно будет отмечаться скоро – 6 августа) молодые люди - сотрудники муниципальных библиотек запустили по рельсам его будней проект поэтического общественного транспорта. Словосочетание, казалось бы, странное, но с другой стороны, как мы знаем, и в поэзии, и в прозе трамваи (первое, что приходит на ум - Булгаков, второе - Ильф и Петров) и троллейбусы (достаточно вспомнить Окуджаву) ходят по вечному расписанию.
Помогла муниципальным библиотекам мэрия, выделив скромный грант в 100 тысяч рублей: чтоб трамваи заговорили стихами, много не надо - главное, чтобы нашлись пассажиры, готовые слушать их весь маршрут – от Амурского поселка (окраина) до центра города и обратно.
- Будет он выходить в рейс по обычному графику с 8 утра – сказала «Новой» руководитель проекта Наталья Долгополова – Минимум три месяца, а, возможно, акция продлится и дольше.
Впервые по улицам Омска трамваи загрохотали 80 лет назад, и наверняка под их бормотание и убегающие в окнах огни и светлые дали рождались строчки поэтов больших и маленьких, и тех, кого знатоки называют великими: «Это почти неподвижности мука – мчаться куда-то со скоростью звука, Зная прерасно, что есть уже где – то Некто летящий со скоростью света» (Леонид Мартынов). Упоминаются трамваи в стихах Роберта Рождественского, Егора Летова (но его почему-то в этом трамвае нет). Аркадий Кутилов при жизни был гоним из всех видов транспорта, как и из омских редакций, куда приходил занимать, разумеется, без отдачи, рубли и трешки, и люди, понимающие его значение для русской поэзии, давали ему на опохмел. После его смерти Евгений Евтушенко включил стихи омского бомжа в «Строфы века», вошли они также в антологии «Русская муза ХХ века» и «Русская поэзия ХХ столетия» (издана в Лондоне на английском языке).
Определенно в омских трамваях не ездили только два крупных поэта, судьбы которых связаны с этим городом – Иннокентий Анненский (родился в Омске в 1855 году, скончался в Санкт- Петербурге в 1909) и Павел Васильев (арестован в 1935 – за год до запуска первого в Омске трамвая, расстрелян в 1937 за «подготовку покушения на товарища Сталина»).
Биографии и стихи, стихи, стихи звучат всю дорогу (паузы – только на остановках). Озвучивает их спутниковый навигатор ГЛОНАСС, что напоминает о «Воздушных фрегатах» (так называется книга новелл Мартынова об омских художниках и литераторах 1920- 40-х годов).
На спинках кресел, на стенках – фото поэтов, фрагментов рукописей, на стеклянных дверях – пожалуй, самое известное стихотворение об Омске - Роберта Рождественского, ставшее песней – «Билет в детство». Сквозь строчки о «городе, тихом , как сон» просвечивает город сегодняшний – совсем не похожий на тот, о котором пела Эдита Пьеха: гипермаркеты. банки с толпящимися вокруг них иномарками, навороченные офисы фирм, преимущественно московских, и не хуже – у госструктур, например, у пенсионного фонда, люди в оранжевых жилетках, асфальтоукладчики всюду, куда ни глянь, заглаживают вину мэрии после прямой линии с президентом, торопясь к 300-летию…
В день презентации в «литературный трамвай» с трудом втиснулись все желающие. «Мэра-то пропустите!». Но телевизионщики и фотокоры не слышат – спешат занять наиболее выгодные для освещения почина /проекта/ места. Все же градоначальнику удалось протиснуться к «вип-креслу» в центре у окна, и весь путь смотрел в него Вячеслав Двораковский с ностальгической улыбкой. «Первый раз за 10 лет сел в трамвай – признался он журналистам. – Молодость вспоминается: я тут на улице Розы Люксембург в 1972 году квартиру снимал, и целый год ездил по этому маршруту». Освободившись на время от бремени неразрешимых проблем, мэр даже прочитал вслух стихи, доставшиеся ему в бесплатном билете (такие билетики со строчками омских поэтов раздали всем).
Входя в поэтический трамвай, омичи будут отдаляться от окружающей их действительности и вместе с тем приближаться к ней – настоящей, осмысленной. Ну а обыватели, не желающие/ Ну а те, кто не пожелают/ выбиваться из уютного ритма бытия, в этот «летательный аппарат» не сядут – дождутся следующего трамвая, который их повезет по привычному круговороту бабла в природе: правда, его в последнее время все меньше и меньше становится, и у поэзии, кажется, появляется шанс на замещении этой материи.
Георгий Бородянский
|