На каждый теракт в России ответ один и тот же.
Казенно-косноязычные угрозы со стороны власти и унылый гундеж народа в Интернете. Очередное покалывание иголкой показывает – пациент скорей мертв, чем жив.
Государство беспомощно во всем, кроме воровства государственников, а общества вообще нет. Кстати, в такой стране теракты абсолютно бессмысленны – если считать, что их совершают ради каких-то политических целей. Впрочем, это уже проблемы террористов… После таких размашисто-обидных (и весьма банальных) утверждений у меня самого возникает внутренний протест.
Скажите пожалуйста, все беспомощны, все «не такие»…
А что, собственно, «должны» сделать государство и общество, чтоб угодить г-ну публицисту? Ну, с государством еще более-менее понятно. Не допускать по успешному теракту в год – хотя бы. Ладно, согласились… А общество-то что может? Истерики недостаточно закатывали ? Ну, так это уже к журналистам – истерики это их бизнес. На самом деле, общество может сделать (и обязательно делает) одно из двух. Или показывает что оно – живо. Или показывает что оно – мертво. Живой организм движется, реагирует как живой. Реагирует – на боль, радость, угрозу, на холод и на тепло. В такой ситуации люди выходят на улицу – показывают друг другу и своим общим (хоть и скрытым) врагам, что они вместе, что они народ, что их что-то объединяет. Мертвый организм реагирует как мертвый – не движется. Ругань в Интернете (особенно жутко пахнут сумасшедшие политически возбужденные сайты, но я все равно заставляю себя просматривать отзывы своих «фанатов» – чтоб помнить, каковы поклонники, таков, видно и талант. По мощам и елей…) идеально дополняет общую тишину. У Достоевского есть рассказ «Бобок» – умерший организм в могиле еще немного бормочет, ворочается, перед тем как заснуть окончательно… Последним звучит слово «бобок» – ну и бобок… После Беслана у нас были народные демонстрации – на автобусах свозили «представителей трудящихся» к Кремлю, послушать «слова гнева и протеста и любви к Путину». Свезли – и развезли. Больше решили не свозить, бензин экономить. Ну и не свозят. Они и не свозятся. На сей вот раз «общество» решило отреагировать – какие-то «славянские витязи» (так кажется) объявили, что соберутся на Третьяковской. Милиция их не одобрила – но десяток витязей все же высунули носы, а затем попрятали. Ну, ничего – вместе на таджике-дворнике отыграются, явят удаль молодецкую…
В общем, тем спонтанное народное изъявление и кончилось. Так кончился диалог немых: власти и общества. Между тем, если бы кто-то обратимся к властям с просьбой о митинге – дали бы без проволочек. Как дали провести митинг «Москва для всех». Только – без толку это. Партии (может, кстати, еще и «проведут мероприятие» – why not?) в принципе не умеют говорить по-людски. А «просто люди» не хотят собираться. Жертвам сочувствуют, конечно, но никакой «общей сплоченности» никто не чувствует, и никому не верят… Люди выходят на улицу не чтобы «пугать» террористов: шахида не запугаешь.
А чтобы выразить себя, поддержать друг друга, показать, что мы – народ. А коли показывать нечего – то и не выходят. И тем тоже все самим себе показывают. Надоели вечные попреки: «а вот у них…». Ну, да, ну, да – «у них» выходят. Потому что хотят. Они – индивидуалисты/эгоисты друг друга поддерживают. Понимают что такое «мы». Вот такое бездушие и делячество. Мы – природные коллективисты/соборники друг друга в упор не видим. Такая духовность, душевность. «Россия – щедрая душа». Вот, нашлось слово. Его и в заголовок поставил. У нашей страны НЕТ ДУШИ. Или, как минимум – ДУША БОЛЬНА. Тяжело больна. Страшно больна. И всего лишь симптомы этой болезни – и всеобщее равнодушие и озлобление, когда явно душевно-больные (в том же Интернете) – это чуть ли не единственная говорящая часть общества. И уровень жалких бесстыжих подонков – «говорящих голов» в дураковом ящике. Политики, журналисты, ньюсмейкеры… Как выражается одна девушка-журналистка про свою тусовку – «унылое говно». Унылое-крикливое… И полнейшее отсутствие хоть каких-то авторитетов в обществе – кроме «авторитетных людей». Я вот часто сам себя спрашиваю – ну, какие такие «общие цели» могут быть у страны? Какие там «национальные идеи» у США или Дании?! Что у них там – пятилетки что ли? Коммунистический капитализм строят? Планы «партии ослов» – планы многонационального народа-пиндоса, так что ли?! Каждый за себя – один Бог за всех… Вот и вся их великая идея. Живут, чипсы жуют… Ну и мы так же. Чушь. Не живет тело без души. Гниет. Тело без души – труп. Тело страны – тоже. «Ведь Земля – это наша душа. Сапогами не вытоптать душу». Ну, почему же? Если очень постараться – да не одно десятилетие… «Душа народа» – вера в то, ЗАЧЕМ, для чего живет эта страна, этот народ на этой земле. Если угодно, это «программа», которую реализует народ. Это могут быть разные идеи. Вера в свою миссию. В свою веру, в свою религию. В свои традиции. В свои законы. Детская (кстати, совсем не фобическая, не агрессивная) вера народа в «себя-любимого», в свою страну, типа «пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я». Вера в то, что мир – мир тебя окружающий - устроен правильно, что окружает он тебя не забором с проволокой, а поддержкой. А если что неправильно – ты можешь это изменить. Хотя бы – изменять. В нашем глобально-виртуальном космополитическом мире эту веру «в свою деревню, в свой край родной» никто не отменял – просто формы другие.
Но свой игрушечный детский флажок глупые датчане перед своим чистеньким домком поднимают. Но американец знает, что живет в «городе на Холме». Верит, что весь мир снизу вверх смотрит на этот Холм, на этот факел. Но израильтянин понимает, что означают слова: «никогда больше!». И верит – пока стоит Израиль так и будет. Но поляк видит, что у его страны есть цель – не только «не згинеть», то войти в Европу. А швейцарец знает, что его жизнь – честная. Как жизнь его кантона, его страны. И не нужен ему ничей Холм и факел – он просто может честно жить. И они верят в БУДУЩЕЕ СВОЕЙ СТРАНЫ. В свое будущее на своей земле. Все, конечно, не так линейно. Везде хватает психов (да еще каких!) – см. США. Конечно, «шахиды-любители» не делают погоды, но нормальные люди в этих странах не дурачки (даже не глупее нас!), они сами отлично понимают, что все не так, не совсем так. Но ВЕРА все равно – есть. Писаная или неписаная, она держит страну, делает из людского стада – народ. Что по-честному знаем про «нашу Рашку» мы, «многонациональный народ РФ»? Какую общую программу (кроме, конечно, программы «2020») реализуем в своей стране? «Все воруют – а страна богатеет», «сегодня ты – а завтра я», «ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак», «Америка – параша, победа будет наша!». И истерические футбол-вопли «Рос-си-я, Рос-си-я» эту сосущую пустоту не заполнят, только делают ее гулкой… А уж «русские националисты», которые «бросают зиги» под нос Жукову (так зачем же он-дурак спасал Москву?!!) – это без комментариев. Можно втянуться в унылую бесконечность споров «кто больше виноват?!» (и поименно, да с адресами!), точней, «кто первый начал?!». «А вы по дешевке среди своих приватизировали демценности в 1990-е!». «А вы замочили свой патриотизм в сортире в 2000-е!». А вы, царя-батю убили… А он в 1914 войну начал… А вы… Да, жуткая история множественных открытых и закрытых переломов. Но важнее, по-моему, понять одно: страна ДУШЕВНО-БОЛЬНА ИЛИ НЕТ? Ведь тут как – если «душа болит», значит все-таки она есть? А если нет – то нет… P.S. Кстати, среди всякого бреда в комментах я несколько раз напоролся на вопрос: «А ты кто такой?! Какое у Вас право нас учить, носом тыкать? Сами Вы – человек пассивный, а других упрекаете, что у них, мол, «души нет». Нечестно!». Обычно вопрос задается с хамско-прокурорской интонацией, но суть не в этом. Вопрос, по сути – правомерный. А ответ такой. Я никого не «упрекаю» – в душевных болезнях не упрекают. Констатирую всего лишь. Полное неверие ни в какие «общие цели», в будущее такого «ложного общества» и страны, где мы живем – да, это моя черта. Хотел бы верить – да не могу. Не в кого, не во что. Об этом и пишу. И «врач исцелись сам» в ПОЛНОМ объеме относится ко мне. Все те общественные болезни я легко вижу в зеркале. Надеюсь, что «частная душа» у меня есть – но это уж точно читателей блогов никак не касается. А вот на месте «общественной души» – дырка. Которая и правда болит (если угодно – ноет). Особенно при плохой погоде, которая в нашем социальном климате – круглый год. Об этом же я и говорю.
Марина Королева, журналист: Доктор, что с нами?
Ответ Л. Радзиховскому 27.01.2011 | 17:34 Так «нет души» у России или «душа больна»? На вопрос Л.Радзиховского я для себя отвечаю однозначно: конечно, душа есть, и, конечно, она больна. Мы – душевнобольная страна. Не страна душевнобольных, ибо здоровые души в России есть, и встретить их можно в самых неожиданных местах и при самых необычных обстоятельствах. На них худо-бедно Россия еще и держится. Но Леня-то, как я понимаю, о другом: он о «коллективной душе народа» (есть такое понятие в социопсихологии). И вот эта душа – да, больна. И диагноз есть… Известно, что даже гениальный врач сам себе диагноз ставить не может и не должен. Если заболел, идет к другому врачу: доктор, что со мной? Так и с народом. И почему нам не придет это в голову? Не себя надо спрашивать, «что с нами», а других – тех, кому со стороны виднее! Если, конечно, мы сознаем, что с нами что-то не так: «что они ни делают, не идут дела», «крокодил не ловится, не растет кокос». Если сознаём, вот в чем проблема… А диагноз поставил, как и предполагалось, человек сторонний. Зовут его Николас Эберстадт, экономист и демограф. На интервью с ним я случайно наткнулась на сайте Сноб.ру. Почему россияне умирают с такой скоростью и в таких количествах? - на этот вопрос Эберстадт пытается ответить последние тридцать пять лет. Его диагноз убийственно прост: ДЕПРЕССИЯ. Коллективная российская душа больна депрессией. И если переждать все возмущенные вопли (да как он смел! да пошел он со своими диагнозами!)…. И просто припомнить, как пытаются люди самостоятельно справляться с депрессией… Водка. Наркотики. Беспорядочный секс. Безумные покупки, у кого есть деньги. Кулаком по витринам, у кого денег нет. Бред величия. Дешевая водка или дорогой коньяк с антидепрессантами… Только не врач. Только не «доктор, что со мной?». Как лечить? Эберстадт вроде бы не знает. Но мимоходом, сам не замечая, «выписывает рецепт»: НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К СВОЕЙ ЖИЗНИ. Заметьте, к своей! Ну, а здоровые души – могу только повторить – встречаются в самых неожиданных местах и обстоятельствах. К примеру, душевному здоровью Ходорковского (сейчас, после семи лет тюрьмы) может позавидовать любой прикремлевский олигарх.
Они и завидуют. Но это уже другая история. Дорогая Марина, ваш этот доктор, конечно, прав. До него тот же диагноз, как Вам известно, ставил доктор Чехов, которого называли «нытиком» и который, действительно, описывал ноющих русских людей и ноющую их жизнь. До него – «лишние люди» Пушкина-Лермонтова и Чаадаев («в наших домах мы определены как будто на постой» и т.д.). Да кто только этого не говорил… Депрессия, нытье ничуть не «хуже» и не «лучше» любого другого состояния. Весь вопрос кто ноет, кто пляшет. Можно талантливо ныть и бездарно веселиться, а можно – и наоборот. Ныть можно плоско и глубоко, ныть можно уныло, а можно прикольно, можно глупо, можно умно. Нытье может быть синонимом тупости, а может – синонимом рефлексии. Культура нытья – важная часть человеческой культуры. «Литература нытья» Чехова – вершина мировой литературы. Кстати, совсем противоположный характер – твердые, упорные англосаксы. И что же? Высшая британская пьеса – про гамлетово нытье. Гамлет – вот уж точно русский характер. Национальный английский герой. А главное, ныть и впадать в депрессию можно и от «плохой» и от «хорошей» жизни – кому жемчуг мелок, кому суп пуст. Герои Чехова ныли в каких-никаких, но своих имениях, а их внуки бодренько строили социализм, живя в коммуналках да бараках. И еще. Англичане, тем более финны пьют не меньше русских. А вот рождаемость у них ниже. А у немцев – еще ниже. Что касается самоубийств на душу населения, то РФ точно не впереди Европы всей. Я это к тому, что особенности национального нытья крайне важны но а) не всегда так уж «плохи» и б) объективные беды – пьянства, самоубийства и т.д. – не привилегия России. Вообще же я писал немножко все-таки о другом. Общественное бытие переплетено с общественным сознанием. Устройство ЖИЗНИ в стране – бесправие, унижение людей. Общественное сознание - убеждение, что «так было и так будет». Убеждение, что Система такова, что в ней побеждает только ложь, насилие и воровство. Люди (я, например. И кажется не я один!) не верят что в этой стране возможна свободная, справедливая, безопасная жизнь. А раз не верим – то ее и не будет, откуда ж ей взяться! Тяжелая байка. Традиции – религиозные, бытовые, культурные, социальные - переломаны через колено много раз. Отрицательная селекция. Мощные кровопускания и многократный «слив пассионариев». Глубоко проработанная культура ненависти и зависти, которая упорно воспроизводится – виток за витком. В национальном характере культивируются садо-мазо черты. Садо – по отношению друг к другу, особенно по отношению к слабым. Мазо – по отношению к Власти. Всем рулит Государство, а оно умеет только по башкам подданных скакать к себе на Родину – в Царское Село, на Рублевку. И еще плести околесину про «врагов» - ну, а дураки покупаются. «Шагают бараны в ряд. Бьют в барабаны. Кожу на них дают сами бараны». Ну, хреноватая ситуация… Это знают ВСЕ – правда ведь? Ну, вот … Так что «изменить отношение к жизни» - отличная штука. Остался пустяк – понять как бы это сделать.
|