Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Омск Политический

Воскресенье, 19.11.2017, 13:20
Начало » Статьи » Темы » Беспредел

Четвертое действие
Спектакль «Тангейзер» перешел со сцены Новосибирского театра оперы и балета в зал мирового суда

Новосибирские православные активисты, сумевшие в прошлом году сорвать три рок-концерта ( «Закон и благодать», Новая, 10 ноября 2014) взялись за оперу. Они требуют запретить спектакль «Тангейзер», поставленный Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета, а также привлечь постановщика – режиссера Тимофея Кулябина к уголовной ответственности, а директора театра Бориса Мездрича – как минимум, к административной.

Первый премьерный цикл оперы Вагнера прошел в НГАТОиБ 20 декабря и 22 декабря, посмотрели его 3,5 тысячи человек. Были ли среди зрителей представители РПЦ и «Координационного совета по защите общественной нравственности», называющие себя «православными активистами», неизвестно. Негативных откликов в книге отзывов всего два и оставлены они явно светскими лицами – местным музыковедом Мариной Бусик-Трофимук и неким Олегом, написавшим: «Я уже и не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр».

Митрополит Новоисбирский и Бердский Тихон, обвинивший постановщиков в «разжигании религиозной вражды», унижении и оскорблении чувств верующих и «всех совестливых граждан России», сам постановку точно не видел (его явление в театре не осталось бы незамеченным), а составил мнение о ней, как признался он журналистам, «из обращений, звонков людей», возмущенных ее сюжетом и одной из декораций, опубликованной в социальной сети.

Отзывы профессиональных критиков о «Тангейзере» - самые лестные. Газета «Музыкальная жизнь» назвала его «спектаклем года», а газета «Газета», к примеру, «блистательным переносом оперы Вагнера в современность».

Послужной список 30-летнего Тимофея Кулябина можно найти в Википедии: три лауреатства только за прошлый год – специальная премия «Золотой маски» «За современное прочтение классики», Гран-при фестиваля «Новосибирский транзит», премия «Музыкального обозрения». Народный артист России Евгений Миронов в своем обращении, направленном в прокуратуру и управление СК РФ характеризует его так: «То, как неторопливо, серьезно и глубоко через природу театра он изучает природу человека во все времена, делает Тимофея Кулябина, на мой взгляд, одним из самых талантливых молодых режиссеров России, за которыми стоит будущее нашего театрального искусства».

Опера Вагнера – о художнике, о его противостоянии обществу, о границах дозволенного в жизни и творчестве, о цене искупления греха. И еще – о вере и фарисействе. Постановка Кулябина – о том же, но перенесенном в сегодняшний день: чтобы приблизить коллизию к зрителю, режиссеру пришлось трансформировать сюжет – глобализировать его, введя в оперу образ Иисусу Христа.
В оригинале либретто главный герой, несколько лет пребывавший в античном мифе – «гроте Венеры», развлекаясь с нею и нимфами, устает от бессмысленности и решает вернуться в земную жизнь. Возвращаясь с помощью Богоматери в настоящий Вартбургский замок (ХIII век), где до исчезновения был первым певцом, принимает участие в поэтическом состязании.

Раздраженный фальшью соперников, поющих о чистой любви (в наше время такое же раздражение может вызвать у рокеров попсовый фальцет) бросает им вызов – воспевает плотскую страсть, попирая каноны придворной поэзии и христианские заповеди. Разъяренный рыцари (отдаленно похожие на «православных активистов») обнажают мечи и едва не убивают Тангейзера. Чтоб вернуться в приличное общество, ему предлагается совершить паломничество в Рим, получив прощение папы. Но папа не прощает его, однако в итоге прощает Бог.

Так – у Вагнера. У Кулябина состязаются не поэты, а режиссеры, представляя на Варбургском кинофестивале свое кино. Тангейзер не переселяется в миф, а сам его создает – снимает фильм «Грот Венеры» о «потерянных годах Христа». Это – предположение, что, прежде чем стать пророком, Иисус мог пройти такое вот искушение, потому как о его молодости точных сведений нет.

Конфликт – тот же, что у Вагнера: главный герой взрывает атмосферу благонамеренной гламурной тусовки, разворачивая афишу, где Иисус Христос распят между женских бедер. Именно эта деталь спектакля, увиденная в Фейсбуке, а также сам сюжет возмутили митрополита Тихона и Координационный совет. Возмущены были и коллеги Тангейзера – до такой степени, что толпой принялись его избивать.

Постановка Кулябина не спровоцировала, как полагают представители РПЦ, а невольно предугадала реакцию православного сообщества на нее: очередное, 4-е действие (на сцене их было показано 3) началось уже после премьеры и до сегодняшнего дня продолжается. Это уже - не спектакль о фильме про Иисуса Христа, а спектакль о спектакле про фильме…

Директор театра Борис Мездрич на он-лайн конференции, организованной сайтом НГС, сказал, что с митрополитом у него хорошие отношения, и можно было, считает он, «этот вопрос можно было отрегулировать мирно – просто поговорить». Директор уверен, что, увидев спектакль, владыка изменил бы о нем свое мнение. Даже сейчас, после подачи им заявления в прокуратуру, театр готов вести с епархией диалог – вплоть до внесения в постановку каких-то изменений, естественно, говорит Мездрич, «в пределах разумного», не собираясь при этом ни при каких обстоятельствах снимать ее с репертуара.

Однако митрополит предпочитает общаться не с театром, а с прокуратором - в смысле с прокурором, следственным управлением СК РФ, которое проводит проверку на предмет выявления в спектакле состава уголовного преступления.

В заявлении владыка Тихон указывает, что в нем «использованы не по назначению религиозные символы», а также оскорбляет чувства верующих сам сюжет, «где Спаситель, проводит несколько лет в царстве Венеры, предаваясь плотским утехам».

Заявитель считает, что «организаторы постановки оперы и чиновники министерства культуры Новосибирской области нарушили ряд норм российского законодательства», в частности, Конституцию РФ, где сказано, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающий «умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии», статью 148 УК РФ, где говорится о том, что «подлежат наказанию публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу», и просит привлечь виновных к ответственности.

Далее сюжет оперы, ставший реальной жизнью, развивался так. 1 марта в Новосибирске прошел митинг, организованный православными активистами. Присоединилось к ним местное отделение Национально-освободительного движения, которое больше известно под названием «Антмайдан». По оценкам полиции, в акции «Защитим свою веру» приняли участие около тысячи человек. Многие из участников, пишет портал Сибкрай, честно говорили, что спектакля они не видели и «счастливы тем, что не пришлось такое увидеть».

Один из баннеров призывал «возбудить в отношении режиссера Кулябина уголовное дело». Митингующие направили Обращение президенту РФ с выражением недоверия «политике мэра Анатолия Локтя и губернатора Владимира Городецкого» и с требованием «отправить в отставку начальника городского департамента культуры Анну Терешкову и регионального министра культуры Василия Кузина».

Позицию митингующих пояснил журналистам известный в городе православный активист, представитель движения «Народный собор» Юрия Задоя: «Сам сюжет кощунственный, изображение, которое висело на сцене во время спектакля тоже кощунственное. Было изображено распятие между бедер обнаженной женщины. Распятие каждый христианина носит у себя на груди, здесь же оно размещено в непотребном месте».

Можно спорить о непотребности места, из которого все мы выходили на свет божий, и сам Христос. Можно также задать организаторам митинга и представителям местной епархии такой вопрос: «По неведению или намеренно они путают постановщика оперы с ее главным героем? Ведь Тангейзера в ней настигает возмездие – в завершении спектакля он сходит с ума. Если в опере Вагнера Бог прощает кощунство, в постановке Кулябина речи о прощении не идет – богохульство скорее осуждается в ней, как и фарисейство. Может быть именно последнее обстоятельство православным активистам сильно не нравится?»

Вообще много чего хотелось бы спросить, но не удалось. Пресс-секретарь Новосибирской и Бердской епархии Александр Красов сказал «Новой», что «принято решение никаких комментариев по этой теме СМИ не давать – впредь по ней будут высказаться только официальные заявления». Даже на чисто философски вопрос «Что предпочтительней для РПЦ - быть гонимой или гонителем?» г-н Красов отвечать отказался, заметив только, что «враждебного отношения к театру оперы и балета у митрополита нет».

Единственный сотовый телефон «Координационного совета по защите общественной нравственности», который удалось отыскать, постоянно находится вне зоны обслуживания, а у членов его ВКонтакте контактов никаких нет, но зато попадаются интересные записи. Так, у самого активного православного активиста Алексея Лобова главный девиз: «Иерархия – свойство небес: в аду все равны». Очевидно, честным служителям вертикали власти и ее почитателям ад не грозит. А еще обратил на себя внимание комментарий над совмещенными фотографиями директора театра Мездрича и губернатора Городецкого: "гусские" своих не бросают! Антисемитский (нацистский) душок этой записи органично вписывается в общий контекст.

После митинга Владимир Городецкий дал оценку происходящему вокруг «Тангейзера» (цитата с портала Сибкрай): «Ситуация неоднозначная: никаких нормативных документов, которые бы регламентировали или даже лицензировали творческую работу, нет. С другой стороны, никто не отменял нормы этики и нравственности. На изломе таких законодательных несоответствий и находится этот вопрос… В ближайшее время мы проведем совещание с участием представителей различных конфессий, чтобы найти золотую середину. Не об этом конкретном случае, а как дальше взаимодействовать с точки зрения этических норм».

Областная прокуратура возбудила дело об административном правонарушении в отношении Тимофея Кулибина и Бориса Мездрича. Как установила проверка, они «публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве – образ Иисуса Христа», за что им грозит штраф либо обязательные работы до 120 часов. Кроме того, сообщает надзорное ведомство, «следственным органом проводится уголовно-процессуальная проверка по обращениям граждан и представителей общественности, расценивающих постановку, как оскорбляющую чувства верующих».

4-го марта мировой суд Центрального района начал рассмотрение дела Мездрича. Зал не вместил всех желающих присутствовать на процессе, тесно было им и в коридоре. Выслушав доводы сторон, судья решила отложить слушание на 10 марта, чтобы вызвать свидетелей со стороны защиты, после чего рассмотреть вопрос о назначении экспертизы».

Процесс в том же суде над Тимофеем Кулябиным, начавшийся 5-га марта, перенесен на 6-е –также для вызова свидетелей с его стороны.

Новая будет следить за ходом судебных заседаний.

Георгий Бородянский,

Мнения авторитетных людей:

Александр Калягин,

председатель Союза театральных деятелей:

«Совсем недавно в Самаре местные патриоты требовали принять меры в отношении главного режиссера Самарского академического театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего роль православного архиерея в фильме «Левиафан».

Сегодня еще более драматичная ситуация возникла вокруг спектакля «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы и балета. По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!).

Как и митрополит Тихон я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить – это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение.

Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества – к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь.

Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.
Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже».
Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак».

Олег Табаков,

художественный руководитель МХТ имени Чехова:

«Тимофей Кулябин поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер». Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу.

У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем – этом заблуждении – поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам.

Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах.

Свобода творчества – такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания.
Цензура в любом проявлении – государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, – не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, – но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов.
Я призываю остановить травлю режиссера и театра.
Источник: http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.htm
Категория: Беспредел | Добавил: bordo60 (05.03.2015) | Автор: Георгий Бородянский
Просмотров: 889 | Комментарии: 2 | Теги: творчество, Прокуратура, суд, мракобесие, РПЦ, новосибирск, музыка | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:

Всего комментариев: 2
avatar
1
Георгий, позвольте мне выразить своё мнение, цитируя самого себя двухлетней давности с небольшими исправлениями.

Разговор с бродягой

(произведение основано на реальных событиях,
произошедших в г. Омске, в октябре 1974 года)

Однажды опустилась на Землю благодать
И я решил бродяге копеечку подать.
Но, прежде чем потратиться, спросил бродягу я:
- Есть у тебя квартира, работа и семья?

Ответил мне Бродяга: - Тюрьма мой отчий дом,
Наказан много раз был советским я судом.
Нет у меня квартиры, нет у меня семьи,
И никого нет ближе тюремной мне скамьи!

Была сестра родная и две дочурки с ней,
И не было на свете их у меня родней.
Пока сидел на зоне, мечтал лишь об одном,
Что завязать сумею и буду жить трудом!

Но только лишь откинулся, сестра мне говорит:
-Братишка, поп коварный здесь беспредел творит.
Я у него в прислужницах, он всем грехи простил,
А сам моих двух дочек, несчастных, обольстил!

Я задрожал от этого и отомстить решил
И той же ночью старого я деда задушил!
Не разобравшись, судьи решили сгоряча,
И щедро мне отмерили десятку строгача!

***

Не взял бродяга денежку, лишь горестно вздохнул
И слёз со щек небритых рукою не смахнул…
avatar
2
Спасибо, Сергей, жуткую историю Вы рассказали, но правда жизни в ней есть
avatar