Сакраментальный вопрос "должен ли свободный гражданин беспрекословно исполнять любые распоряжения власти?" вряд ли кого-то затруднит. Любой человек, хотя бы немного дружащий с головой, ответит что-нибудь в духе "Да, но только не откровенно абсурдные".
Но как определяется граница абсурда? Ведь невозможно даже теоретически описать в законе все его разнообразие. На выручку приходят базовые нормы гражданского права: такие, как верховенство неотъемлемых гражданских прав, недопустимость ограничения свободы иначе как по явно прописанным нормам Закона (разрешено все, что не запрещено), обязательность учета обычаев гражданских отношений. Понятно, что в трактовке конкретных эпизодов не обойтись и без элементарного здравого смысла, чувства справедливости, общего понимания этических норм - важнейших ограничителей произвола.
Впрочем, это все гладко в теории. А в реальности, к сожалению, слишком часто все перечисленные ограничители не справляются с самодурством, начальственным ражем и даже откровенным идиотизмом. Тем более учитывая укорененность в российской ментальности формулы "ты начальник - я дурак".
Яркий пример подобного чиновничьего идиотизма продемонстрировали сегодня чиновники омской мэрии. Они и раньше, при прежнем мэре Шрейдере и его заме Вижевитовой, не отличались остротой ума и уважением к правовым нормам - опускаясь даже до откровенного подлога. Но преемники сумели их превзойти, добавив к привычным чиновничьим "шалостям" еще и абсолютную безграмотность!
В российском законе о митингах - знаменитом ФЗ-54 - есть простая норма, устанавливающая срок подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий, а именно: уведомление подается "в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия". Казалось бы, что может быть проще этой формулы? Отсчитываете аккуратно нужное число дней от плановой даты и получаете искомый результат. Но нет, чиновники так не могут, особенно когда у них нет никаких других оснований для создания препятствий в проведении мирных собраний. И в ход идут всевозможные идиотские "формулы" и "разъяснения", в результате добавляющие к четко установленному Законом сроку еще то один, а то и пару дней.
Смотрим конкретную ситуацию: плановая дата проведения публичного мероприятия "Марш Регионов" в Омске - 4 ноября 2012 года. Какой предельный срок для подачи уведомления по формуле "не позднее 10 дней до дня проведения"? Правильно - в период с 20 по 25 октября. При этом мы - активисты движения "Стратегия-31" - подали уведомление 25 октября, а другая группа (судя по всему, ЛДПР) - 19 октября. Как вы думаете, какой ответ на эти уведомления дали чиновники администрации Омска? Правильно: они приняли к сведению уведомление второй группы, которое подано ровно за 16 (шестнадцать) дней до даты проведения мероприятия, и зафиксировали "нарушение срока подачи" нашего уведомления, поданного, как легко понять, ровно за десять дней до плановой даты.
Не верите, убедитесь сами:
Реестр уведомлений на официальном сайте администрации Омска
Ответ из мэрии на уведомление о проведении Марша Регионов 4 ноября
И как прикажете относиться к подобным актам откровенного идиотизма? Правильно - так, как мы всегда относились и ранее к юридически ничтожным, безграмотным и издевательским бумагам, сочиняемым с единственной целью - воспрепятствовать реализации права свободных граждан на мирные собрания - игнорируем и действуем строго в соответствии с Конституцией, ФЗ-54 и проводим мероприятие на основании поданного уведомления и фактической обстановки.
В 2010-2011 годах мы получали много похожих бумаг. Некоторые обжаловали в суде. На некоторые - жаловались в прокуратуру и добились даже нескольких предписаний о нарушениях в исполнении ФЗ-54 чиновниками администрации Вижевитовой-Шрейдера. Но большинство - просто игнорировали, отмечая их юридическую ничтожность.
В этот раз, тоже очень хочется поставить на место зарвавшихся чиновных идиотов. Хватит ли сил на очередной раунд утомительного сутяжничества, особенно учитывая разрастание идиотизма и беззакония, пока не знаю. Будем делать что должно и будь что будет.
P.S. Я как-то уже приводил специальную табличку-подсказку - в духе знаменитых шпаргалок у мороженщиц в СССР с расчетом сдачи - наверное, есть смысл сделать это еще раз. Итак, расчет сроков подачи уведомления для публичных мероприятий с датой проведения 4 ноября 2012 года:
3 ноября - 1 день до 4 ноября 2 ноября - 2 дня до 4 ноября 1 ноября - 3 дня 31 октября - 4 дня 30 октября - 5 дня 29 октября - 6 дней 28 октября - 7 дней 27 октября - 8 дней 26 октября - 9 дней 25 октября - 10 дней - последний день возможной подачи уведомления 24 октября -11 дней 23 октября - 12 дней 22 октября - 13 дней - третий номинальный и первый фактический день подачи 21 октября - 14 дней - второй номинальный день подачи уведомленя (воскресенье) 20 октября - 15 дней - первый номинальный день подачи уведомленя (суббота) 19 октября - 16 дней - уведомление, поданное в этот день, считается поданным с нарушением сроков. UPD: Обратил внимание на то, как хорошо отработал механизм "похожие публикации" (см. внизу, после заметки): подборка позволяет четко отследить историю чиновничьего идиотизма по их реакциям на "Стратегию-31". На всякий случай продублирую этот набор ссылок здесь, в основном тексте заметки:
|